Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Николо-Богоявленский Морской собор является одним из самых известных храмов России. Он является прекрасным памятником русского зодчества середины XVIII века, творением выдающихся мастеров, иконописцев, резчиков. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями Российского флота.
Петербург – город-порт, своим основанием неразрывно связан с морем. Вся жизнь этого нового города в первое время сосредотачивалась вокруг главной судоверфи – Адмиралтейства. За эспланадой Адмиралтейства располагалась Морская слобода, где селилось множество людей, трудившихся над рождением мощного флота. Для духовного окормления офицеров и служащих Морского ведомства вблизи Адмиралтейства было выстроено несколько церквей. В 1710 году на Адмиралтейском лугу была сооружена небольшая деревянная церковь во имя преподобного Исаакия Далматского, находившаяся в ведении Адмиралтейств-коллегии. Чуть позже она была перестроена в камне. В 1730 году этот храм перешел в ведение Духовного правления, а приход приписан к небольшой часовне, находящейся в Морской слободе в «светлицах» полкового двора. Она была освящена в честь небесного покровителя моряков – святителя и чудотворца Николая. Эта часовня была единственной на обширном пространстве за Мойкой и поэтому отличалась богатством убранства.
В 1743 году ее сменила отдельно стоящая деревянная церковь, в которую, вероятно, были перенесены престол и утварь из разобранной Никольской часовни. Приход церкви был значительным. К ней были приписаны 3384 человека морских служащих, не считая жен и детей. К западу от церкви располагалось морское кладбище. Деревянная церковь просуществовала до начала 1761 года.
Одновременно со строительством собора неподалеку от него производилось строительство колокольни. Место для нее было выбрано на западе от собора. Начало работ было положено в 1756 году, и к 1758 году колокольня была завершена и отштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. К тому времени колокольня Никольского собора обладала одним из лучших наборов колоколов в Петербурге. 13 колоколов: большой, весом 511 пудов 14 фунтов; полиелейный, весом 282 пуда 12 фунтов; колокол весом 115 пудов 38 фунтов, который именовался «пожарным»; колокол, весом 64 пуда 15 фунтов, отлитый мастером Слизовым К. М.; малые колокола весом 38 пудов 30 фунтов; 20 пудов 20 фунтов; 12 пудов 12 фунтов; 6 пудов 10 фунтов; 4 пуда 9 фунтов; 2 пуда 24 фунта; 2 пуда 13 фунтов; 1 пуд 24, 5 фунта.
Все дальнейшее время своего существования собор не оставался вдали от событий военной истории нашего государства. В соборе хранилось немало икон, пожертвованных морскими служителями. Гвардейским экипажем был пожертвован образ Святителя Николая, находившийся с командой под Бородино, прошедший всю кампанию 1813-1814 годов, участвовавший в турецкой войне 1828-1829 годов и Польской кампании 1830-1831 годов. По расформировании команды образ был передан в собор. Много было в храме и других подносных икон в золоченых серебряных ризах, подаренных морскими командами или отдельными лицами.
Памятник морской славы.
Первоначально храму, заложенному в Морской слободе, предназначалась судьба обычной приходской церкви для служащих адмиралтейских заводов и жителей окрестных мест. Но в действительности храм стал памятником славы русского флота. На особое положение Никольского собора обратила внимание Екатерина Великая. К началу ее царствование было практически завершено строительство храма, а нижний храм был уже и освящен. Новый храм по великолепию и размерам на то время уступал лишь Петропавловскому собору. На освящении собора императрица «изустно повелела» новоосвященную церковь именовать Морским собором. Этим повелением была определена вся дальнейшая судьба храма и его значение для истории российского флота.
Маскировка купола собора.Церкви Ленинграда постоянно подвергались фашистским обстрелам, поэтому важное значение приобрела маскировка храмов. В августе 1941 года началась маскировка куполов с помощью чехлов, сетей и окраски в защитный цвет. Но окраска применялась редко, чтобы не повредить позолоту. Работы были завершены к сентябрю 1942 года.
В годы войны отношение к церкви изменилось, поскольку храмы стали главными мобилизационными центрами в борьбе с врагом. В 1942 году впервые за долгое время было разрешено провести ночной крестный ход на Пасху, в 1943 – разрешены выборы Патриарха, открытие духовных заведений, храмов, выпуск ежемесячного церковного журнала. 11 октября 1943 года несколько священнослужителей получили правительственные награды - медаль «За оборону Ленинграда», среди них митрополит Алексий и еще 5 клириков Никольского собора.
Общая сумма взносов Никольского собора за годы Великой Отечественной Войны составила 4 703 598 рублей. Эта сумма равнялась 30 % всех взносов Ленинградской епархии, и ни один храм Русской Церкви за исключением Елоховского собора в Москве не внес больше.
С осени 1958 года начались так называемые «хрущевские гонения». Происходило массовое закрытие храмов и монастырей. В результате повышения налогов, во многих храмах Ленинграда пришлось распустить платные хоры. Была проведена чистка епархиального духовенства и изгнаны самые бескомпромиссные священники, в том числе несколько из Николо-Богоявленского собора. В 1962 году был введен жесткий контроль за совершением треб: крещений, венчаний и отпеваний. Все они заносились в специальную книгу, с указанием фамилий и паспортных данных, адресов участников.
Николо-Богоявленский собор является выдающимся памятником архитектуры и искусства середины XVIII века. Особенную ценность ему придает то, что храм сохранил до наших дней свой исторический облик и интерьеры такими, какими их видели цари, архиереи и миряне на протяжении более 200 лет.
Картина «Вид Никольского собора» работы Бенжамена Патерсена.
Холст, масло. 68х66 см. Швеция. 1800. Картина поступила в Эрмитаж из
Государственного Русского музея (ГРМ) в 1950 году.
English: “View of St. Nicolas Cathedral” by Benjamin Patersen. Hermitage Museum
Дата 1800
Источник http://www.hermitagemuseum.org/, http://www.arthermitage.org
Автор
Бенжамен Патерсен (1750–1815)
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Санкт-Петербург. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Санкт-Петербург? Разместите не менее 30 старых фотографий города Санкт-Петербург с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Санкт-Петербург". Подробнее >>