Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Поэтому трудно не согласиться с эпиграмой Николая Федоровича Щербины
\"Нет, не змея Всадник медный
Растоптал, стремясь вперед, –
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ.\"
Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.
Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.Пушкин и медный всадник, Стожаров В.Ф., 1946 год.А что такое бронза? Не сплав ли это меди с другими металлами? С оловом, например, как в древности, с алюминием, цинком и т.д. - Причем меди в бронзе содержится (зависит от марки) 75-95% - так что медный всадник - действительно медный... В народе между прочим бронзовые монеты (3 копейки, например) - даже во времена СССР называли медными - хотя материал - алюминиевая бронза... да во все времена в народе бронзовые изделия называли медными... Ну не силен весь народ в металловедении... Да и не Пушкин назвал этот памятник медным, он только использовал уже ходившее в народе название...А вот широкое распространение это название получило именно благодаря Александру Сергеевичу...
Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. 1870, Суриков Василий Иванович (1848-1916).Кстати, Суриков вслед за Пушкиным, судя по его произведениям исторического цикла, тоже пытался донести до зрителя нечто большее, чем то что лежит не поверхности.
И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Легенда о майоре Батурине
Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.
Интересные факты
Пётр Великий рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен похожий памятник-всадник Карлу XII, главному противнику Петра в Северной войне, взор которого обращён по направлению к России.
Транспортировка «Гром-камня».Считается, что во время перемещения его обрабатывали каменотесы.«Гром камень».Шлей, Якоб ван де - Вид Гром-камня во время перевозки Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось И тогда в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург». Подходящий камень был указан казённым крестьянином Вишняковым Семёном Григорьевичем , поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург, давно знавшем об этой глыбе и имевшем намерение найти ей применение для собственных нужд, расколов на куски, но не нашедшем для этого нужного инструмента. Об этом он сообщил капитану Ласкари, руководителю поисковых работ в этом проекте. Место, где найден был Гром-камень до сих пор точно не установлено. Известно лишь, что это было лесистое и весьма сырое место в районе деревни Лахта, и что путь камня до места погрузки был равен приблизительно 8 верстам, то есть примерно такому же числу километров. Учитывая, что путь камня неоднократно менялся, и перемещали его не по прямой, следует ожидать, что камень был найден в следующих современных границах: на западе — посёлок Лисий Нос, прямо на север — до нынешней Кольцевой автодороги, по дороге и южнее её на восток до речки Чёрной и затем на юг через Юнтоловской лесной дачи, включая его весь, до северного берега Лахтинского разлива.Однако есть неподтвержденная легенда, что в самом конце транспортировки в камень ударила молния и отсекла все лишнее. Поэтому и называется \"Гром-камень\".
А это вовсе не Фальконе отбил все лишнее с Гром-камня.
Согласитесь, молния - это круче!
Иллюстрация из 11-го свитка «Канкай ибун». Памятник нарисован японским художником со слов допрошенных моряков, прибитых кораблекрушением к берегам России и через много лет возвращённых в Японию российским посольством во главе с Н. П. Резановым
Звездным часом для Мориса Фальконе (1.12.1716 - Обезьяна) стал заказ на конную скульптуру Петра I (9.06.1672 - Крыса). Теперь она, благодаря великой поэме Пушкина, известна всему миру под названием \"Медный всадник\". Владимир Набоков, Андрей Белый такого вокруг неё накрутили, что теперь эта скульптура уже давно больше, чем скульптура.
Кстати, выдвинул на эту работу Фальконе не кто иной, как его друг Дени Дидро (5.10.1713 - Змея), тот, который \"ума ведро\". Ещё одна, даже две детали: векторная пара обрастает ещё двумя хвостами, под Петром - Лошадь, которая помогает Фальконе расправится с векторным хозяином - Змеей. Россия действительно по знаку Лошадь, поэтому \"Лошадку поднял на дыбы\" - очень в тему, а змея - просто художественный образ, на который неровно дышал лишь Фальконе, потому она и выглядит здесь лишней...
Легенда о майоре Батурине
Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.
Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.
Памятник
В 1778 году из-за резкого изменения отношения Екатерины II к Фальконе он был вынужден покинуть Россию. А работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.
Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея представляет собой остроумную находку в решении задачи по обеспечению статической устойчивости монумента. Её появление под ногами вздыбленного коня достаточно убедительно объясняется тем, что она изображает «враждебные силы». И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.
В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II, Дидро и Вольтер. Памятник был должен изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.
Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века — одной из самых популярных тем в русской поэзии.
Звездным часом для Мориса Фальконе (1.12.1716 - Обезьяна) стал заказ на конную скульптуру Петра I (9.06.1672 - Крыса). Теперь она, благодаря великой поэме Пушкина, известна всему миру под названием \"Медный всадник\". Владимир Набоков, Андрей Белый такого вокруг неё накрутили, что теперь эта скульптура уже давно больше, чем скульптура.
Кстати, выдвинул на эту работу Фальконе не кто иной, как его друг Дени Дидро (5.10.1713 - Змея), тот, который \"ума ведро\". Ещё одна, даже две детали: векторная пара обрастает ещё двумя хвостами, под Петром - Лошадь, которая помогает Фальконе расправится с векторным хозяином - Змеей. Россия действительно по знаку Лошадь, поэтому \"Лошадку поднял на дыбы\" - очень в тему, а змея - просто художественный образ, на который неровно дышал лишь Фальконе, потому она и выглядит здесь лишней...
Кстати. Лошадей, лицо Петра и змеюку делали разные авторы!
Год съемки: не указан Старый город:Санкт-Петербург Дата: 15.07.2011 19:30 Слова для поиска: Автор публикации:Магаз Анатолий Дополнил:OLEX.MAL Источник:
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Санкт-Петербург. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Санкт-Петербург? Разместите не менее 30 старых фотографий города Санкт-Петербург с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Санкт-Петербург". Подробнее >>