Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
К концу своего правления императрица Елизавета Петровна собиралась стать настоятельницей женского монастыря, поэтому 29 октября 1748 г. она подписала Именной указ \"Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского величества, называемый \"Смольный\".
Создать монастырский комплекс было поручено Франческо Бартоломео Растрелли. Подготовительные работы и доставка строительных материалов начались весной 1745 года, скорее всего, в это же время Ф.Б. Растрелли приступил к созданию проекта. Он был в основном завершен к 1748 году, тогда же состоялась торжественная закладка Смольного собора. Сначала Растрелли хотел возвести квадратный в плане одноглавый храм с выступами по углам, апсидой на восточном фасаде и четко видимой волнистой линией всех фасадов, характерной для архитектуры римского барокко. Но императрица пожелала, чтобы собор соответствовал православным канонам. В июле-августе 1749 г. архитектор изменил первоначальный проект \"на греческий манер\". В основу храма был положен центрический тип с традиционным для древнерусской архитектуры пятиглавым завершением. Следует отметить, что Ф.Б. Растрелли был хорошо знаком с такими древнерусскими постройками, как церковь Вознесения в Коломенском и многими другими. Одновременно императрица распорядилась строить колокольню Смольного собора по образцу колокольни Ивана Великого в московском Кремле. Растрелли составил проект пятиярусной 140-метровой колокольни, завершение которой напоминает формы московского образца. Новый проект и смета с пятиглавым собором были утверждены в 1750 году.
Здания монастыря начали приспосабливать для Общества благородных девиц в 1764 - 1765 годах. Руководил строительными работами с 18 августа 1765 г. Ю.М. Фельтен. В ходе переделок наружные фасады монастырских корпусов не изменялись. К 1766 г. значительная часть зданий была готова. Верхний этаж предназначался для воспитанниц и педагогического персонала, в нижнем разместилась прислуга. Восточный фасад монастыря занимал лазарет. В некоторых помещениях устроили третий этаж. Но со второй половины 1770-х годов строительные работы приостановились, заготовленные материалы начинают передавать на другие стройки.
В 1762 году верховное заведование постройкой перешло к И.И. Бецкому. Вскоре Растрелли оставляет строительство и в 1764 году покидает Россию. И.И. Бецкой в мае 1764 года предписывает конторе Воскресенского Новодевичьего монастыря немедленно приступить к приспособлению помещений для размещения Воспитательного общества благородных девиц. К этому времени были закончены кельи и северо-восточная церковь св. великомученицы Екатерины. Этот храм, расположенный в среднем этаже северо-восточной башни, стал единственной из четырех малых церквей Смольного монастыря, внутренняя отделка которой, включая иконостас, была выполнена по рисункам Растрелли. Купол церкви был закрыт горизонтальным потолком, т.к. в нем размещался механизм больших башенных часов. Храм св. Екатерины был освящен 4 августа 1764 года как церковь Воспитательного общества благородных девиц. Внутренняя отделка монастырских корпусов была завершена в 1765 году.
Не построенная колокольня.Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит неизгладимое впечатление.Проект колокольни ===
По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни [[Петропавловский собор|Петропавловского собора]], но из-за недостатка денежных средств колокольня так и не была построена. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — [[Надвратная церковь|надвратной церковью]], а в остальных трёх должны были располагаться [[Звонница|звонницы]]. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель [[Смольный монастырь|Смольного монастыря]] с колокольней можно увидеть в музее [[Санкт-Петербургская Академия художеств|Академии художеств]].
Ансамбль Смольного Воскресения Христова собора всех учебных заведений даже в своем незавершенном виде (не была построена грандиозная колокольня высотой 140 м, на 18 м выше шпиля колокольни Петропавловского собора) производит неизгладимое впечатление.
Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии. В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.
В XVIII веке на живописной излучине реки Невы, напротив Охты, находился дегтярный завод, снабжавший своей продукцией сначала шведскую крепость Ниеншанц, а затем санкт-петербургское Адмиралтейство.
Близ этого места по указу царя Петра Алексеевича в 1720 году был построен загородный Смольный дворец, предназначенный для пребывания в нем в летнее время великой княжны Елизаветы Петровны. Здесь в царствование императрицы Анны Иоанновны она жила в так называемом «Смольном доме», под неусыпным надзором самого Бирона.
После вступления Елизаветы на престол в 1741 году Смольный дворец опустел. Императрица предпочитала жить в Зимнем дворце, и только изредка посещала место, в котором провела свои юные годы. После пожара 1744 года, уничтожившего главный корпус Летнего дворца, Елизавета решила его перестроить и превратить в приют для бедных девиц-сирот.
Существует также предание, что на четвертом году своего царствования набожная императрица решила отречься в пользу своего племянника великого князя Петра Федоровича, к тому времени уже объявленного наследником престола. Елизавета Петровна задумала построить монастырь и удалиться от мира. Но расставаться со столицей, детищем своего великого отца, ей не хотелось. Поэтому монастырь должен был быть возведен на берегу Невы. Лучшего места, чем Смольный двор, для этой цели подыскать было трудно.
Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.
Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений.
Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православной церкви.
По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.
Проект строительства был с возмущением воспринят общественностью Петербурга. Состоялись митинги, организованные совместно жителями Охты, \"Движением гражданских инициатив\" и общественными движениями \"Живой город\", \"Зеленая волна\", \"Охтинская дуга\". Северо-Западное отделение Российской академии архитектуры и строительных наук, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) потребовали остановить реализацию проекта. Различные общественные организации и жители города, неравнодушные к его судьбе, активно выступали против реализации проекта в заявленном виде.
Архитектор Смольного собора — Ф. Б. Растрелли. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.
Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.
Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.
Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.
Смольный собор. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря.
Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли. Был заложен в октябре 1748 года, а открыт только в июне 1764 года.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Санкт-Петербург. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Санкт-Петербург? Разместите не менее 30 старых фотографий города Санкт-Петербург с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Санкт-Петербург". Подробнее >>