Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: К.Ф.Сабат.Начало 19 векаАдмиралтейская крепость
сооружена по чертежу Петра I в сентябре — ноябре 1705 на левом берегу Большой Невы, на месте деревни Гавгуево (известной с XVI в.), на острове, образованном р. Мья (Мойка) (см. Адмиралтейский остров). Прикрывала подступы с суши к Адмиралтейской верфи и Адмиралтейству; прямоугольная в плане, включала земляные валы с бастионами, палисадом, рвы с подъёмными мостами и рогатками. К югу от А. к. эспланада (пространство, лишённое укрытий от огня пушек крепости), которая в XVIII в. называлась Адмиралтейским лугом. С 1736 с валов А. к. производился полуденный выстрел сигнальной пушки (в 1873 пушка переведена от Адмиралтейства на Нарышкин бастион Петропавловской крепости). В начале XIX в. в ходе реконструкции центра Петербурга укрепления А. к. срыты, на их месте разбит Александровский сад .
Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге .Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. Место выбрано не случайно. Ранее здесь находилось село Гавгуево, то есть территория была уже в какой то мере освоена. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей. Кроме того, место это было на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, чтобы накрыть Адмиралтейство огнём, если его захватит враг.
В 1704 и 1705 годах шведские войска достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу, было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Крепостные укрепления возвели за месяц. 1 октября над башней с въездными воротами установили шпиль. Первое здание Адмиралтейства было оформлено к 15 ноября 1705 года.
Здесь начали строить корабли для Балтийского флота. Изначально их строили на Олонецкой верфи на реке Свирь. Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли через Ладожское озеро, через Ивановские пороги на Неве. Поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.
Строилось Адмиралтейство в виде буквы \"П\". Вокруг стен вырыли наполненные водой рвы, насыпали земляные валы, организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (глассис). Кроме того глассис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. На месте луга со временем появился Александровский сад, площади Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение. Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе построили эллинги для строительства парусных кораблей. На стройке трудились около пяти тысяч человек. Работали они с 5 утра до 9 вечера.
Адмиралтейство стало центром Морской слободы. Рабочие и служащие селились рядом, между местом своей работы и рекой Мойкой. Центром этой слободы стали Большая и Малая Морские улицы.
Адмиралтейство (\"Адмирал\" - в переводе \"владыка\", \"властелин морей\") стало крупным производственным предприятием, здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно - восемнадцатипушечный корабль. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.
В 1711 году Пётр I приказал перестроить южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены часы.
В 1718 году в башне над главным входом располагался высший орган управления российским флотом - Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: \"Адмиралтейский час пробил, пора водку пить\". 11 часов с тех пор называют \"Адмиралтейский полдень\".
В 1719 году Адмиралтейство перестраивалось по проекту Германа ван Болеса. Было построено новое каменное здание. Над въездными воротами установили каменную башню и шпиль с яблоком и корабликом. В последствии здание перестраивалось ещё два раза, но идея ван Болеса была сохранена, так как шпиль с корабликом стал очень популярен в городе. Кораблик стал одним из символов Санкт-Петербурга. Вокруг него со временем возникло много легенд и мифов. Идут споры о том, по образу какого корабля сделан кораблик Адмиралтейства. Предполагают что им могло быть боевое судно \"Орёл\", построенное в 1668 году при царе Алексее Михайловиче. На нём был впервые поднят русский морской флаг. Общеизвестно название шпиля Адмиралтейства, которое дал ему А. С. Пушкин - \"Адмиралтейская игла\".
В 1727-1738 годах Адмиралтейство перестраивал И. К. Коробов. Неподалёку находилась резиденция императрицы Анны Иоанновны, по её приказу и была произведена перестройка Адмиралтейства в камне.
В 1806-1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А. Д. Захаров. Тогда были уничтожены фортификационные сооружения за ненадобностью. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Здание состоит из двух П-образных корпусов между которыми проходил канал, позднее засыпанный. Длина главного фасада - 408 метров.
В центре фасада, обращенного к Невскому проспекту, находится въездная арка, над которой возвышается башня, окруженная колоннадой и увенчанная куполом со шпилем ( 72,5 м), на вершине которого находится позолоченный флюгер – кораблик. Размеры кораблика – 192 на 158 см, вес – 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота.
Это уже третий кораблик - первый был установлен в 1720 году, потом он был отреставрирован в 1846 году.В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга.
Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро - Невскому монастырю была прорублена дорога, ставшая впоследствии Невским проспектом.
Здание богато украшено скульптурами. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, музы астрономии ,скульптурные группы у центрального входа (нимфы держащие земную и небесную сферы) и уникальный горельеф над входом - \"Заведение флота в России\", где можно различить Нептуна передающего трезубец Петру Первому. Здесь-же можно разглядеть Минерву, Вулкана и аллегории изображающие Петербург и Неву.
В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.
К сожалению не все скульптуры сохранились до наших дней. В 1860 статуи из камня заменили медночеканными и не все копии заняли свои места. Так со стороны Невы теперь мы не увидим статуи четырех стран света (Америка, Азия, Африка и Европа), со стороны западного и восточного портиков исчезли аллегории двенадцати месяцев и четырёх Русских рек
Именно Адмиралтейство является ГЛАВНОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ДОМИНАНТОЙ города. Именно от него начала развиваться трёхлучевая система застройки города предложенная Еропкиным после пожаров 1737-1738 гг..
На протяжении почти трех веков Главное Адмиралтейство играет важную роль в становлении и развитии города на берегах Невы. От здания Главного Адмиралтейства берет начало Невский проспект. Продолжением осевой линии центральной башни со шпилем является Гороховая улица, через Исаакиевскую площадь открывается вид на Адмиралтейство с Вознесенского проспекта.
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты.
Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта.
Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость.
О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: \"Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен\".
Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква \"П\", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - \"Адмиралтейским домом\" - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота.
Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.
Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов. Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка). Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.
Адмиралтейство.
Высший государственный орган Российской Империи, управлявший военным кораблестроением. В настоящее время в правом флигеле здания размещается штаб и командование Ленинградской ВМБ ВМФ РФ, в центральной части и левом флигеле располагается ВВМИУ им. Дзержинского.
На заднем плане поющий фонтан в Александровском саду.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Санкт-Петербург. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Санкт-Петербург? Разместите не менее 30 старых фотографий города Санкт-Петербург с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Санкт-Петербург". Подробнее >>