Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Вид на Старокиевскую гору. Слева направо: Колокольня Софийского собора, Александровский костел, водонапорная башня, Михайловский Златоверхий монастырь
Дата фотографии: 18православный собор
Год постройки: 1037
Архитектурный стиль: византийский, старорусский, украинское (мазепинское) барокко.
Расположение: на Софиевской площади, рядом с памятником Богдану Хмельницкому, Присутственными местами и Михайловским Златоверхим монастырем.
Современное использование: памятник Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО с 1990г.
Общий вид на Софию Киевскую.Основные даты:
XI век — Постройка собора
1596 — Переходит к униатам
1630-е — Возвращён Православной церкви
1740 — Окончание реконструкции
Дата упразднения 1934 год
Оранта. Мозаика. Киев. XI в.Ора́нта (от лат. orans — молящийся) — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.
Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».
Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам[1].
К ансамблю Софийского собора относится Дом митрополита.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
Апсиды собора. Открытая древняя кладка.Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 г. Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.
Софийский собор
I в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Древнерусского государства. Заложен в 1037. 5-нефный 13-купольный кирпично-каменный храм, в XI в. украшен величественными мозаиками и фресками. С 1934 музей-заповедник. Передан Русской православной церкви.
В 1934 создан музей-заповедник \"Софийский музей\", включающий кроме самого Софийского собора окружающий его ансамбль построек XVII-XVIII вв., в основном в стиле украинского барокко, в т. ч.: каменная ограда, колокольня (Первый ярус - конец XVII - начало XVIII вв., второй и третий ярусы - 1746-48, архитектор Г. Шедель (?), четвертый ярус - 1853, архитектор П. И. Спарро), брама (ворота) Заборовского (1746-48, архитектор Шедель) и др.
Софийский храм являлся кафедральным храмом киевских митрополитов. Построен великим князем Ярославом Мудрым в XI веке. Десятинная церковь, будучи до постройки Софийского собора главным храмом Руси при Владимире, уступила свое место Софии Киевской.
Тот собор, который мы сейчас видим, не сохранил первоначальный облик. В своей истории он подвергался различным перестройкам.
Он строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
Памятник гетману Богдану Хмельницкому открыт в 1888 году во время празднования 900-летия Крещения Руси. Место установки выбрано в связи с тем, что в 1654 году в Софийском соборе жители Киева присоединились к решению Переяславской Рады о военном союзе и воссоединении с Россией, хотя высшее киевское духовенство на тот момент отказалось присягать на верность царю.
Первый проект памятника 1860 года работы М.Микешина был крайне неполиткорректный (такого слова в то время ещё не было): конь Богдана Хмельницкого сталкивал польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита со скалы, а перед скалой малоросс, червоноросс (если кто не знает, червоноросс = галичанин), белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Начальные надписи на постаменте: “Хотим под царя восточного, православного” и “Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия”. Кстати, первая цитата несколько искажена и оборвана. Полностью должно быть так: “Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!”.
Учитывая антипольский и антисемитский характер памятника комитет по строительству под давлением генерал-губернатора А.Дондукова-Корсакова принял решение ограничиться только конной скульптурой гетмана. Статуя была отлита в 1879 году из пожертвованных Морским ведомством 26 тонн металлолома. Статую перевезли в Киев в 1880 году, однако на строительство постамента денег не было, 5 лет статуя стояла во дворе дома Присутственных мест, примерно в 200 метрах от планируемого места размещения памятника. Окончательно памятник был установлен в 1885 году с использованием камней для постамента, подаренных Киевской крепостью, оставшихся после строительства Николаевского цепного моста через Днепр (см. выше). По первой городской легенде первоначально памятник был установлен так, что грозил булавой Москве. Действительности не соответствует, первоначально памятник был установлен так, чтобы грозить булавой Польше. Однако при этом, как утверждает вторая городская легенда, памятник оказался повёрнут хвостом к Михайловскому собору. Чтобы устранить этот недостаток памятник повернули и теперь Хмельницкий грозит булавой скорее Финляндии. Начальные надписи были заменены в 1919 и 1924 годах надписью “Богдан Хмельницкий. 1888″, которая имеется на памятнике и сейчас.
Фото 1912 года
Год съемки: не указан Старый город:Киев Дата: 12.07.2011 17:55 Слова для поиска: Автор публикации:Магаз Анатолий Источник:
На проекте с: 14.06.2011 Комментарии: 2040 Город: Житомир Возраст: 76
Спасибо!Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО - государство гордилось,но как историческим памятником.
13.07.2011 07:12
Добавить комментарий
Подсказки экспертов
О проекте
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Киев. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Киев? Разместите не менее 30 старых фотографий города Киев с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Киев". Подробнее >>