Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Штурман 751 АП 17 ад ДД майор Мацепрас Иван Андреевич 1907 - 13.07.1942 родился Полтавская обл., Семеновский р-н, д. М.-Липняки 13.07.42 г. над Коротояком зенитной артиллерией сбит Ил-4, выполнявший задачу по контролю за результатами бомбометания. В этом самолете, кроме штатного экипажа: летчик майор М.Н.Урутин, штурман майор И.А.Мацепрас, стрелок-радист А.К.Гаранкин, воздушный стрелок Шариков, летел командир 17 аддд генерал Е.Ф.Логинов. Майор Мацепрас помог Логинову, находившемуся в кабине штурмана, покинуть самолет. Следом за комдивом выпрыгнули все члены экипажа. Но через линию фронта прошли не все: штурман Мацепрас в часть не вернулся. По данным летчика М.Н.Урутина, Мацепрас покинул самолет последним. Возможно, он раньше времени открыл парашют, зацепился стропами за хвостовое оперение самолета и погиб.
Летчик , старший лейтенант Георгиев Василий Сидорович 1912 года рождения, уроженц деревни Тарасовка Торопецкого района Калининской области.
Он начал войну на Калининском фронте на самолете связи в 593 бомбардировочном авиаполку. Переучившись на Ил-2, с июня 1942 года стал заместителем командира 1-ой авиационной эскадрильи 567 штурмового авиационного полка 205 истребительной авиадивизии. На Воронежском фронте с 15 сентября по 29 октября 1942 года произвел 17 успешных вылетов по штурмовке опорных пунктов врага в районах Ольховатки, Сиверцево, Липовки, Репное и других сел. «В этих полетах он смело и мужественно преодолевал огненные завесы зенитного огня врага и вражеских истребителей и блестяще выполнял боевые задания.(из наградного листа ЦАМО Ф.33 опись 682525) За это старший лейтенант Георгиев В.С.был представлен к награде орденом Красного Знамени. Но очевидно представление рассмотреть не успели, и при жизни награду он не получил. 29 октября летчик не вернулся из боевого задания
Летчик , старший лейтенант Георгиев Василий Сидорович
28 октября 1942 года. Георгиев в составе шестерки Илов, будучи заместителем ведущего, блестяще выполнил боевое задание по атаке железнодорожных эшелонов на станции Лушниковка .При подходе к станции Новая Сотня ими был атакован эшелон в 30-40 вагонов, разбит паровоз. Сопровождавшие штурмовиков истребители на станции Лушниковка наблюдали два прямых попадания по составам и станции. При возвращении лично Георгиевым была обстреляна переправа через реку.
29 октября 1942 года эта же шестерка Илов « получила задание прекратить движение по железнодорожной линии от Острогожска до Алексеевки. «Ну,Фриц, держись! Спущусь на самый эшелон, но задание выполню»- сказал своим товарищам Георгиев.»(из наградного листа) Его слова оказались пророческими.
Шестерку Илов сопровождали 10 наших истребителей. Преодолевая сокрушительный огонь фашистских зениток, наши летчики разбили эшелон с грузом и людьми на станции Матоман илиКатоман, при выходе со станции Острогожск, атаковали 3 железндорожных эшелона на станции Инютино, нанеся тяжелый урон врагу. Задание выполнено. Потерь нет. Можно возвращаться домой. Но Георгиев на аэродром не вернулся. Что же произошло дальше?
2 ноября 1942 года в газете «Крылья Родины» была опубликована небольшая заметка под заголовком «Так сражаются пламенные патриоты», под ней слова «Подвиг старшего лейтенанта Георгиева». Подлетая к станции Инютино, наш летчик увидел несколько машин, собравшихся у складского помещения, возле которых хлопотали люди. Здесь же стояли штабеля ящиков и корзин. Было ясно - это склад. Боеприпасов почти не осталось и чтобы наверняка поразить цель, летчик решил снизить машину до критической точки. Ураганный огонь вражеских зениток не остановил его. Самолет резко спикировал и с высоты ста пятидесяти метров сбросил на склад оставшиеся бомбы. Раздался взрыв огромной силы. Клубы дыма и огненные языки пламени взметнулись высоко в небо. Взрывной волной самолет Георгиева был отброшен ввысь и оттуда, в беспорядочном падении, он врезался в болотистую низину поймы реки Тихая Сосна.
Через много лет очевидцы бомбардировки станции Инютино показали примерное место падения советского самолета. После долгих поисков в болотистой местности начались раскопки. Поверхность здесь низменная, вырытую яму тут же наполняла вода, которую вычерпывали ведрами стоя по колено в грязи. Один за другим доставали обломки самолета, потом останки летчика. В кармане гимнастерки нашли партийный билет, лицевая сторона которого хорошо сохранилась, сохранилась и фотокарточка –это был партийный билет Василия Сидоровича Георгиева. Из земли были извлечены остатки самолета, вооружение, личные вещи и обмундирование летчика.
Большую помощь в поисках места гибели советского бомбардировщика, в ведении раскопок оказал острогожцы. Они и рассчитывали на захоронение героя на острогожской земле. Но по решению сыновей останки отца старшего лейтенанта Василия Сидоровича Георгиева похоронили в Верхней Хаве, под тем обелиском, где уже было высечено его имя.
Остатки самолета, большая часть личных вещей Георгиева хранятся в Острогожском краеведческом музее. Копия партийного билета, штурманская линейка, часы, показывающие время гибели летчика – 16 часов 17 минут, коробок спичек с надписью «Все силы на борьбу с фашизмом», портсигар, перчатки, письма все это находится в Верхнехавском краеведческом музее, хранителем которого сейчас является бывший учитель истории Нестеров Иван Алексеевич. Он и предоставил материал о подвиге отважного летчика.
Герой Советского Союза летчик мл. лейтенант Колесниченко Василий Ефремович 1 июля 1942 года совершил над Воронежем таран вражеского самолета
Родился 4 апреля 1915 года в селе Кропивницкое ныне Новоукраинского района Кировоградской области в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1941 года. Окончил 6 классов школы и школу ФЗУ. В 1936 году окончил Кировоградский строительный техникум. Работал техником-строителем в Сталинграде. В РККА с августа 1937 года. В июле 1941 года окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в авиации ПВО.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 573-го истребительного авиационного полка (101-я истребительная авиационная дивизия, Воронежско-Борисоглебский дивизионный район ПВО) младший лейтенант Колесниченко В.Е. произвёл 93 боевых вылета. 1 июля 1942 года в неравном воздушном бою под Воронежем, будучи тяжело раненным в обе ноги, горящим самолётом таранил вражеский бомбардировщик, намеревавшийся бомбить важный военный объект. Приземлился на парашюте. Был доставлен в госпиталь, но через 10 часов умер от ран и ожогов. 14 февраля 1943 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.
Похоронен в братской могиле в Парке юннатов в Воронеже. В память о Герое на территории воинской части установлена мемориальная доска. Его именем были названы одна из воронежских улиц и пионерская дружина школы №7 Кировограда. Был навечно зачислен с списки Кировоградской областной комсомольской организации и колхоза имени Т.Г.Шевченко Новоукраинского района.
Швец Василий родился в 1917 году в станице Вознесенская Краснодарского края.
Окончив школу, поступил учиться в летное училище.
Великую Отечественную войну встретил кадровым военным – летчиком-истребителем. Вместе со своими товарищами познал горечь поражений и радость побед первых месяцев войны. Служил в 502 авиационно-истребительном полку.
Формирование 508 ИАП по штату 015/174 (трёхэскадрильный состав) закончено было 24 сентября 1941 года в городе Рассказово Тамбовской области. За время Великой Отечественной войны полк произвел 5306 боевых вылетов с налетом 5275 часов. Было сбито 311 самолетов. За время непрерывных боев 1941-1942гг. 6 вражеских самолетов сбил Василий Ефимович.
В 1942 году важной базой снабжения немецко-итальянских войск была Кантемировка, поэтому оккупанты старались во что бы то ни стало удержаться её в своих руках. Посёлок был превращён в мощный узел сопротивления. 19 декабря 1942 года освобождение Кантемировки явилось одним из этапов в ходе проведения наступательной операции «Малый Сатурн» на среднем Дону.
После освобождения Кантемировки 163 дня длилась оккупация посёлка. В боях с захватчиками на его территории погибли более тысячи советских воинов. В это время 508 авиаполк базировался на окраине села Крамаровка (ныне исчезнувшего) Тало-Писаревского района Воронежской области. (В настоящее время эта территория относится к Титаревской сельской администрации Кантемировского района Воронежской области.)
С этого аэродрома летчики вылетали на боевые задания.
15 января 1943 года, возвращаясь с боевого задания, самолет Василия Ефимовича был атакован тремя немецкими истребителями. В неравном воздушном бою самолет был поврежден, летчик не воспользовался парашютом (или не смог, или был убит в машине).
Эта трагедия произошла на глазах у многих жителей села Крамаровка, но ближе всех к ней были Крамарев Данила Алексеевич и Невдашов Андрей Петрович. Именно благодаря им было сохранено место захоронения и подробности воздушного боя. Боевые друзья похоронили летчика в саду деда Данилы, который до конца своих дней ухаживал за могилой.
Ежегодно в День Победы учащиеся МОУ Титаревская СОШ Кантемировского района Воронежской области вместе с учителями и ветеранами войны, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше и меньше, отправляются к памятнику летчика-истребителя Швец Василия Ефимовича для возложения цветов.
Эта трагедия произошла на глазах у многих жителей села Крамаровка, но ближе всех к ней были Крамарев Данила Алексеевич и Невдашов Андрей Петрович. Именно благодаря им было сохранено место захоронения и подробности воздушного боя. Боевые друзья похоронили летчика в саду деда Данилы, который до конца своих дней ухаживал за могилой.
Со временем люди покинули Крамаровку. Некогда красивого и большого села больше нет. Оно забыто.
В конце 60-х годов 20 века пионерам Титаревской средней школы удалось разыскать родственников погибшего летчика, установить его биографические данные. Из именного списка о безвозвратных потерях начальствующего и рядового состава было установлено, что в Краснодарском крае у Василия Ефимовича остались сын и жена - Лавренюк Екатерина Илларионовна.
9 мая 1970 года по инициативе учащихся школы, директора (учителя – фронтовика) Ткачева Иван Пантелеевич, председателя Титаревского сельского совета Власенко Ивана Петровича, на месте могилы летчика-истребителя был открыт обелиск летчику-герою. На открытии обелиска присутствовали родственники Василия Ефимовича – его сын, сестра и брат. С тех пор на юбилеи Великой Победы приезжают родные летчика к могиле своего отца, брата, деда.
Каныгин Борис Максимович родился 1922 в Мордовскаой АССР, г. Саранск
8 июля 1942 года стрелок – бомбардир 15 Возд. Арм. 507 БАП мл. лейтенант Каныгин Борис Максимович не вернулся с боевого задания
Пилот 861 бомб. ав. полк ст. сержант Горбоконь Вячеслав Данилович.
Родился 1917 в Славянске в семье железнодорожники
Рано остался без родителей, воспитывался бабушкой, а затем старшей сестрой.
Учился в СШ№2, затем в ФЗУ.
Работал слесарем на жд узле.
Учился летатьв местном аэроклубе, затем в Балашовской и Ворошиловградской авиашколах.
По воспоминаниям В Черниевского, нач. разведки 861 бап, летом 1942 г. прибыл в полк (Воронежский фронт).
2.07.1942 во время боевого вылета на бомбежку танковой колонны западнее Воронежа самолет был подбит,пилот ст. сержант В.Д. Горбоконь сгорел вместе с самолетом в районе с. Скуковкино. Самолет в 2012 году найден на поле у села Вязноватка Нижнедевицкого района Воронежской области. Вместе с ним найдены останки пилота. Похоронен в селе Вязноватка
Пилот Владимир Викторович Сердюков (стоит). Он остался жив.
Младший воентехник 585 ночного бомбардировочного авиаполка механик по спецоборудованию Кононенко Евгений Николаевич. 6 .08.1942 не вернулся из боевого задания. Экипаж совершил таран над Касторной.(справа)
Стрелок Леонов Василий Николаевич, умер от ран. Похоронен в братской могиле Касторное.
Мл. лейтенант, командир звена пилот 61 штурмового авиационного полка
Байков Петр Никанорович родился 1920 в Архангельской обл., ст. Озерская
25.12.1942 не вернулся с боевого задания. Похоронен г. Россошь.
Братская могила №550, гражданское кладбище по ул.Пугачева. вместе с ним похоронен старшина Шишков
Братская могила №550, гражданское кладбище г. Россошь по ул.Пугачева. вместе с Байковым П.Н.(значится как БОЙКОВ) в братской могиле похоронен старшина Шишков
Командир полка 171 истрибительного полка С. И. Орляхин ( 4-й справа ) уточняет полётное задание.
Слева от него: С. Трошин, К. Ф. Соболев, И. А. Вишняков, В. И. Александрюк,
А. Блинов; справа - А. Стоянов, Г. И. Подколзин, А. М. Винокуров. 1942 год.
Подколзин Георгий Иванович, 1920 Погиб в воздушном бою 16.08.1942. Похоронен в с. Тербуны. Награжден посмертно орденом Отечественной войны I степени. Сбил три самолета врага. Призван из Борисоглебской школы летчиков.
Старшина Трошин Михаил Федорович,1920 погиб 24.07.1942 погиб в районе Д Веденская Ю-В Задонска. Не увековечен.
ст. лейтенант Стоянов Александр Ипполитович . В 1917 году родился Орджоникидзевский край, Акаланский р-н, с/с Средневекский
Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 г. Награжден орденом Красного Знамени. Затем был уволен в запас.
С началом Великой Отечественной войны снова призван в армию. Ст. лейтенант Стоянов служил в отдельной авиационной истребительной эскадрилье ПВО, заместителем командира эскадрильи, с декабря 1941 г. - командиром эскадрильи. В конце апреля эскадрилья вошла в состав 171 иап. С июня 1942 г. в составе полка воевал на Брянском фронте в районе города Ельца.
27.08.42 г. не вернулся с боевого задания.
18.12.42 г. награжден орденом Красной Звезды.
Виктор Михеев родился в 1918 году в городе Грязи. Отец Александр Петрович жил в доме №5. (улицы донесении нет). Степан Романчук родился в 1915 году на станции Романово в Житомирской области. Жена Любовь Александровна проживала в городе Новосибирске на улице Тульская №375. Сержант Быков взял на себя управление самолетом и сумел его посадить в четырех километрах от аэродрома и этим спас жизнь себе и воздушному стрелку. Михеев и Быков награждены орденами Красного Знамени . Самолет Михеева и останки летчика нашли в восьмидесятые годы и установили памятник недалеко от падения самолета на опушке леса. Память о нем хранится в музее Марьевской средней школе.
Воздушные бои над Марьевкой
Вначале июля 1942 года 860 ,57, 794 бомбардировочные авиационные полки (БАП) (командиры майор Павел Яковлевич Леонтьев, майор Саломаха, майор Григорий Михайлович Молочников) 221 авиационной дивизии (командир дивизии Герой Советского Союза полковник Иван Диомидович Антошкин) в составе 8-й воздушной армии на Юго-Западном фронте сдерживали моторизированные и танковые колонны врага. Фашисты рвались к Воронежу и Сталинграду. Авиационная дивизия одна из первых освоила американские самолеты Б-3 (Бостон-3) , которые поставлялись Советскому Союзу по ленд-лизу через Иран.
В городе Кировабаде (сейчас г. Гянджа Азербайджан) их получали экипажи, осваивали в течение десяти дней и отправлялись на фронт. Перелет по маршруту Кировабад, Махачкала, Сталинград, Морозовск, полевой аэродром позволял молодым летчикам лучше изучить самолет, почувствовать уверенность в пилотировании бомбардировщиком. Экипажи, на американских самолетах часто без прикрытия истребителей, останавливали фашистов бомбовыми ударами с воздуха, уничтожая живую силу и боевую технику врага. Наши летчика не жалели жизни, для выполнения поставленных задач. Краснозвездные «бостоны» сбрасывали смертоносный груз на танковые колоны, железнодорожные станции, на переправы через реки Оскол у Чернянки и Осколища, Дон у Гремячьего, Черная Калитва у Россоши.
Самолеты «Бостон-3» были вооружены только стрелковыми пулеметами калибра 7,7 мм, которые не обеспечивали надежной защиты от огня истребителей противника. Вследствие этого самолеты в боевых операциях несли большие потери. 221-я дивизия за месяц боев потеряла 38 машин, 27 из них сбили вражеские истребители .
В начале июля 1942 года полки дислоцировались на аэродромах «Воробьевка» и совхоз «Калачеевский», а штаб дивизии находился в селе Гороховка Воронежской области. Ежедневно летчики совершали по два, три боевых вылета уничтожая фашистов бомбовыми ударами и пулеметами.
Одним из целей авиационных полков был аэродром у села Марьевка Ольховатского района Воронежской области. Фашисты превратили его в перевалочную базу, на которую непрерывно прибывали транспортные самолеты Ju 52 «юнкерсы». Вражеские летчики подвозили вооружение, боеприпасы и горючее наступающей армии. Аэродром был защищен с земли зенитной артиллерией, а с воздуха вражескими истребителями Ме-109ф «мессершмитт» и FW-190 «фокке-вульф», которые постоянно бражировали над аэродромом, охраняя его с воздуха. Взлетая с него пирующие бомбардировщики Ju 88 «юнкерсы» и He 111 «хейнкели», непрерывно бомбили и обстреливали отступающие советские войска, донские переправы, а колонны машин и бензозаправщиков везли боеприпасы и горючее для наступающих танковых армад.
4 и 10 июля 1942 года бомбардировщики 860БАП и 57БАП 794БАП совершили налеты на аэродром «Марьевка». Экипажи младшего лейтенанта Гурия Владимировича Сорокина, капитана Ивана Антиповича Базурова, лейтенанта Федора Федоровича Лапшина (794 БАП), младшего лейтенанта Федора Васильевича Мартьянова (57БАП) уничтожили семнадцать самолетов противника, но остановить смертоносную деятельность аэродрома они не смогли. Командование приказывает повторить налет ранним утром 11 июля. На рассвете четыре \"Бостона\" 1 АЭ (авиационной эскадрильи) 57 БАП нанесли бомбовый удар по аэродрому и сожгли на нем два немецких самолета. Три бомбардировщика 2 АЭ этого полка, наносившие удар вслед за самолетами первой эскадрильи, уничтожили три немецких самолета, но при возвращении были атакованы восемью \"мессершмиттами\". В воздушном бою стрелок-радист Василий Васильевич Рожков сбил один истребитель противника, но и \"мессершмитты\" повредили самолет. Летчик старший сержант Иван Поликарпович Жариков вынужден приземлиться на фюзеляж в районе Даниловки. Пилот погиб.
На самолете летчика старшины Алексея Михайловича Погудина в бою было прострелено колесо. На посадке его самолет развернулся и врезался в деревья на краю аэродрома.
В состав ударной группы 860 БАП вошли три звена бомбардировщиков. Удалось выяснить, что первое звено бомбардировщиков возглавлял командир первой АЭ младший лейтенант Виктор Александрович Михеев (стрелок -бомбардир Степан Васильевич Романчук, стрелок -радист сержант Василий Кириллович Быков.). В его состав входили экипажи пилота сержанта Николая Ивановича Дивиченко (стрелок-бомбардир Владимир Владимирович Журавлев, стрелок-радист красноармеец Николай Михайлович Мысиков и воздушный стрелок сержант Николай Яковлевич Ежов) и заместителя командира первой эскадрильи лейтенанта Александра Евдокимовича Клименко (штурман эскадрильи Николай Александрович Дымо, стрелк-радист начальник связи АЭ младший лейтенант Иван Михайлович Морозов)
Второе звено возглавлял командир второй АЭ младший лейтенант Павел Егорович Степкин (пилот старший сержант Владимир Андреевич Черепнов, стрелок-радист сержант Василий Семенович Смирнов). Прикрывал его самолет экипаж старшины Захара Ивановича Тютюникова (стрелок-бомбардир старшина Юрий Михайлович Шатуновский, воздушный стрелок-радист младший лейтенант Владимир Николаевич Гармаш, воздушный стрелок сержант Арутюн (Аруткон в донесении о потерях) Аветисиевич Симонян).
Третье звено возглавил командир лейтенант Георгий Семенович Цаплин воздушным стрелком - радистом с ним летал старшина Степан Алексеевич Ещенко. В его состав входил экипаж пилота сержанта Михаила Степановича Тищенко (стрелок-бомбардир старший сержант Михаил Георгиевич Борховский, воздушный стрелок-радист красноармеец Трофим Никитович Шевченко, мастер по вооружению младший сержант Митрофан Иванович Мулер) и младшего лейтенанта Николая Исааковича Мельника.
В ходе поиска автору не удалось выяснить полные составы экипажей, которые состояли из четырех человек. В полках ощущалась нехватка воздушных стрелков. На этих должностях летали красноармейцы из батальонов аэродромного обслуживания, летчики, штурманы оставшиеся без самолетов, связисты. Это объясняется тем, что в мае 1942 года во втором Чкаловском (Оренбургском) военном авиационном училище штурманов были сформированы из воздушных стрелков несколько батальонов. Один из них 232 отдельный пулеметно-артиллерийский батальон защищал воронежскую землю в Репьевском, Нижнедевицком районах на рубеже 117 укрепленного района.
Растревоженные атаками 57 БАП фашисты яростно напали на наши самолеты. Две пары «мессершмиттов» атаковали их с двух сторон. Экипаж Михеева сбросил бомбы и уничтожил шесть самолетов, но и сам был подбит, летчик Михеев стрелок - бомбардир Романчук убиты .
Виктор Михеев родился в 1918 году в городе Грязи. Отец Александр Петрович жил в доме №5. (улицы донесении нет). Степан Романчук родился в 1915 году на станции Романово в Житомирской области. Жена Любовь Александровна проживала в городе Новосибирске на улице Тульская №375. Сержант Быков взял на себя управление самолетом и сумел его посадить в четырех километрах от аэродрома и этим спас жизнь себе и воздушному стрелку. Михеев и Быков награждены орденами Красного Знамени . Самолет Михеева и останки летчика нашли в восьмидесятые годы и установили памятник недалеко от падения самолета на опушке леса. Память о нем хранится в музее Марьевской средней школе.
Экипаж младшего лейтенанта Степкина второй раз бомбил аэродром «Марьевка» Он вел самолет на бреющем полете до границ аэродрома. А над целью набрал высоту триста пятьдесят метров, сбросил бомбы и уничтожил пять самолетов. Зенитной артиллерией самолет был поврежден. Вышла из строя вся гидросистема, тяжелое ранение получили стрелок–радист и воздушный стрелок, но он сумел дотянуть до своего аэродрома.
Очередь фашистского истребителя ударила по левому крылу самолета Дивиченко. Самолет задымил, но упрямо шел курсом на аэродром. Не смогла остановить раненый самолет или хотя бы заставить свернуть его с выбранного пути и зенитная артиллерия врага. Стрелок-бомбардир Журавлев поймал в прицел длинные ряды аккуратно выстроенных немецких самолетов и сбросил бомбы на цель. Летчик выводит бомбардировщик из глубокого виража, набирает высоту. В люке осталось еще две бомбы. Пламя все сильнее охватывает машину, стало трудно дышать, но экипаж решает идти на второй заход. «Мессершмитты» ведут огонь с дальнего расстояния, не решаясь, приблизится к самолету. Воздушный стрелок Ежов, ведший непрерывный огонь по самолетам противника, убит. Самолет становится неуправляемым. Нажав кнопку переговорного устройства и передатчика Дивиченко крикнул:–Все!!! Прощайте, хлопцы! Тараним гадов! И направил бомбардировщик на колонну вражеских автоцистерн с горючим. Последние слова командира услышали экипажи других самолетов.
В вечернем сообщении Советского информбюро от 20 июля 1942 года говорилось: «Геройский подвиг совершил экипаж самолёта под командованием лётчика-сержанта Дивиченко. При бомбардировке вражеского аэродрома советский самолёт был подожжён огнём зенитной артиллерии и истребителя противника. Объятый пламенем, самолёт с бреющего полёта продолжал уничтожать немецкие самолёты, находившиеся на аэродроме. Когда были израсходованы все боеприпасы, и стало ясно, что спасти самолёт уже нельзя, тов. Дивиченко принял решение нанести врагу последний удар и направил машину на колонну автоцистерн с горючим. Лётчики, участвовавшие в этом налёте, видели, как поднялись огромные клубы дыма и огня горящих автоцистерн. Смертью храбрых погибли сталинские соколы сержант Дивиченко, штурман Журавлёв, стрелок-радист Мысиков и воздушный стрелок Ешов. (правильно Ежов. По мнению автора, ошибка умышленная из-за того, что он был тезкой наркома НКВД Ежова. В наградном листе на орден «Красного Знамени» и в донесении о потерях фамилия Ежов Удалось выяснить, что родился он в Пензенской области на станции Рамзай в 1919 году. Его жена Анна Дмитриевна Урядова проживала в городе Пенза улица Пугачевская дом№30 кв7 ). Советский народ всегда будет помнить героев-лётчиков, до последней минуты своей жизни боровшихся за Родину»
Но в этой смертельной схватке экипаж Дивиченко не погиб. Стрелок-бомбардир Владимир Владимирович Журавлев вспоминал: «Когда командир крикнул, что идем на таран, самолет уже несся на колонну вражеских автоцистерн. Я мгновенно нажал на боевую кнопку – к земле ушли последние две бомбы. И тут я потерял сознание. Очнулся, видимо, от острой боли в пояснице. Удивила тишина; уже потом догадался, что заложило уши – контузия. Довольно скоро слух вернулся. Сначала я услышал сухой треск – горел наш самолет. Отстегнул привязные ремни, дополз до кабины командира. Коля был в полусознательном состоянии: с поникшей головой он недвижно висел на ремнях. Потряс его за плечо раз-другой. Он глубоко вздохнул. Жив! Быстро помог ему освободиться от привязных ремней и выбраться из горящей машины. Николай Мысиков вылез сам. Он сбивал с одежды пламя, катаясь по земле. Я с командиром поспешил ему на помощь. Потом нашли в кабине убитого Ежова, решили похоронить. Но в это время неожиданно показался немецкий мотоцикл. Мы быстро укрылись в овраге и видели, как к догоравшему бомбардировщику подъехали гитлеровцы, поглядели, о чем-то посовещались и тотчас укатили. Видимо, они решили, что весь экипаж сгорел. Через несколько минут самолет взорвался. Меня часто спрашивают: каким чудом вы уцелели? Дело в том, что сброшенные мной последние две бомбы взорвались прямо под самолетом, с ними одновременно рванули и автоцистерны с бензином. Поэтому взрывная волна оказалась такой огромной силы, что бомбардировщик, как щепку, отшвырнуло в сторону. Он пронесся по верхушкам деревьев метров сто и свалился недалеко от оврага. Крылья сломались, но смягчили удар. Так наши собственные бомбы спасли нам жизнь».
23 июля 1942 года газета «Комсомольская правда» рассказала читателям о бессмертном подвиге комсомольского экипажа. Через семь дней летчики вернулись в часть. О чудесном спасении «Комсомолка» сообщила 7 августа двумя статьями на передовой странице газеты «Подвиг четырех комсомольцев» и «Огненный таран четырех смелых». Подвиг и чудесное спасение экипажа вдохновили Демьяна Бедного и он написал стихотворение «Гордость комсомола», которое 18 августа 1942 напечатала «Комсомольская правда»
В бензинный бак вогнал снаряд фашист проклятый,
Бомбардировщик наш, весь пламенем объятый,
Его геройский экипаж
Направил, совершив предсмертный свой вираж,
На вражий эшелон автоцистерн с горючим
Но вихревым толчком могучим
Фашистской сволочи назло
Горящий самолет в тыл вражий отнесло.
Из четырех бойцов в живых осталось трое.
Со скорбью о своем товарище-герое
Они сквозь вражий фронт пробились в свой отряд.
Глаза их молодой отвагою горят.
Бойцы, видавшие уж смерть перед собою,
С отвагой прежней рвутся к бою!
Юнцы, давно ли вы оторваны от школ?
Но уж венчает вас бессмертья ореол!
Любви к вам всей страны не выразить словами!
Приветствуя своих птенцов, гордится вами
За этот подвиг весь экипаж награжден был орденами Красного Знамени Экипажи старшины Захара Тютюникова и сержанта Михаила Тищенко погибли в этом бою.
Разъярённые постоянными атаками фашисты 12 июля нанесли штурмовой удар по аэродрому «Воробьевка» Спасая самолет младший лейтенант Степкин под огнем противника взлетел и вывел его на другой аэродром. Награжден орденом Красного Знамени. Старший сержант Черепнов сумел взлететь под носом у врага и был атакован тремя МЕ-109, которые подожгли самолет и ранили героя в руку и ногу.
Несмотря на это, он сумел посадить самолет и спасти жизнь экипажу. Награжден орденом Красной Звезды. После вражеского налета оставшиеся самолеты и часть летчиков 860 БАП были переведены в 57 БАП, а другие отправлены на Дальний Восток в часть, которая перегоняла американские самолеты через всю страну на фронт.
Самолет пилота Дивиченко, который стал воевать в 57 БАП 21.12.42 г. в ходе удара по станции Тацинская был подбит огнем зенитной артиллерии. На нем были повреждены рули высоты и направления. На подбитый бомбардировщик накинулись три истребителя противника. Отражая их атаки стрелок-радист сержант Сергей Иванович Мельников и воздушный стрелок сержант Иван Егорович Егоров сбили один \"мессершмидтт\" , но и сами были ранены. Летчик Дивиченко продолжал вести плохо управляемый самолет. \"Мессершмитты\" подошли вплотную к беззащитному самолету и огнем отбили у него хвост и смертельно ранили летчика Дивиченко. Отважный герой родился в 1922 году в Сталинской (Донецкой) области в Александровском районе на хуторе Викено . Уже над линией фронта самолет начал падать. Штурман Журавлев выбросился на парашюте и спасся, остальные члены экипажа погибли. В 1985 году в станице Обливская, где погиб Николай Иванович установлен памятник. В честь него названа одна из улиц станицы.
Штурман Владимир Журавлев прошел всю войну. Совершил сто пятьдесят боевых вылетов. Его грудь украсили ордена Красного Знамени, Отечественной войны I степени. В начале шестидесятых годов Журавлев штурман-испытатель вертолетов генерального конструктора Михаила Леонтьевича Миля. Здесь судьба его вновь свела с воронежским краем. Опытный штурман Владимир Владимирович участвовал в экспериментальном рейсе на вертолете Ми-10. На Воронежский авиационный завод он транспортировал комплект крыльев для сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Размеры крыльев не позволяли перевезти их ни по железной дороге, ни по шоссе, ни по реке, а весили они шесть с половиной тонн. Крылья прикрепили к днищу машины и вертолетчик вел ее по наземным ориентирам. Этот уникальный перелет был благополучно завершен за несколько часов.
В ходе поиска не удалось выяснить судьбу красноармейца Николая Мысикова. Известно, что он родился в 1919 году. Со школьной скамьи в 1939 году ушел в армию. После тарана был переведен в другую часть, где его следы теряются. Вероятнее всего он остался в живых и вернулся с войны домой.
Выпускники Энгельского летного училища Пресняков, Марнынович, Михеев В Яковенко, Завгородний 17 мая 1939 г.
Фотография с сайта Семенова Валерия Алексеевича.
Заместитель командира авиационной эскадрильи 153 ИАП капитан Авдеев Александр Федорович
Родился в 1917 в с. Б. Талинка ныне Тамбовского района Тамбовской обл. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942. Окончил 7 классов и школу ФЗУ, работал слесарем на литейно-механическом заводе в Москве, учился в аэроклубе. В Советской Армии с 1938. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941. Заместитель командира эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт) кандидат в члены КПСС капитан Авдеев к январю 1942 совершил 189 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолетов противника. 12.8.1942 над с. Новая Усмань (Новоусманский район Воронежской обл.) таранил вражеский истребитель. Погиб. Похоронен близ с. Новая Усмань. 10.02.43 присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.
Установлены памятники и названы улицы в Москве и в с. Новая Усмань. Имя Героя носила пионерская дружина школы № 331 в Москве.
Барышников Глеб Герасимович родился г. Рыбинск, пл. Даранова, капитан, зам командира АЭ ЮЗФ 8 Возд. Арм. 10 ГАП 01.06.1942 в воздушном бою был ранен. Выбросился с парашютом, который не раскрылся похоронен совхоз Викторополь Вейделевский р-н у памятника Ленину. Награжден орденом Красного Знамени.
Фотография и описание подвига хранятся в Викторопольской школе.
Командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка капитан Фомин Николай Яковлевич.
Погиб 10 Ноября 1941 года в авиационной катастрофе. Похоронен в Воронеже. Вероятнее всего на Коминтерновском кладбище. Награжден орденам Красного Знамени, за бои в Испании.
Командир эскадрильи 17-го истребительного авиационного полка капитан Фомин Николай Яковлевич. Награжден орденом Ленина.
Фото предоставлено внучкой капитана Фомина Ольгой Плишкиной
Старший лейтенант начальник связи эскадрильи 138 ББАП (ближне - бомбардировочный авиационный полк)
Николай Прокофьевич ИВАНОВ. Он родился в 1918 году в деревне Адорье Зареченского сельского совета Новоржевского района Псковской области. Отец: Иванов Прокофий Иванович.
После окончания средней школы в 1937 году поступил в лётное училище. Через два года был направлен в одну из авиационных частей.
С первых дней Великой Отечественной войны он в составе 138 ББАП сражается под Ленинградом и Тихвиным на Волховском и Ленинградском фронтах. Летает Николай Прокофьевич в должности штурмана. Выполняя боевые задания Иванов отлично орентировался в сложных условиях. Экипаж всегда находил цель и бомбил вражеские войска. Отражая атаки вражеских истребителей летчики сбили в боях два вражеских самолета Heinkel -113. В осенью и зимой 1941 года полк участвует в Тихвинской операции, которая была первыми крупным наступлением советских войск в ходе войны. В ходе оборонительной части операции была сорваны планы врага по полной блокаде Ленинграда и соединение немецких войск с финскими войсками. В ходе наступательной операции освобождены ряд населённых пунктов и восстановлено железнодорожное сообщения по ветке Тихвин – Волхов. Наши войска заставили немцев перейти к обороне.
Штурман Иванов награжден орденом Красного Знамени. Затем полк перебрасывают на Брянский фронт. Он воюет в составе 223 авиационной дивизии. 11 июля 1942 года Иванов Николай Прокофьевич сбит в воздушном бою над селом Нелжей Березовского (ныне Рамонского) района. Был похоронен близ села. После войны его останки были перенесены в братскую могилу. Похоронен в Воронежской области Рамонском районе, п. Рамонь на выезде из п. Рамонь
В 1967 году, накануне Дня Победы, его мать, Матрёна Петровна, встретилась в Рамонской средней школе № 1 со свидетельницей гибели отважного лётчика, жительницей Нелжи Варварой Фёдоровной Хариной. Вместе с учащимися они почтили память воина на братской могиле, возложили венки. (газета «Голос Ромони» 25.01.2013 г. №5)
Летчик ПАНЧЕНКО Юрий Викторович
родился в 1924 году. В ряды Красной Армии был призван в 1942 году.
Он погиб в воздушном бою 10 августа 1942 года над селом Айдарово.
Захоронен в братской могиле в посёлке Рамонь. (газета «Голос Ромони» 25.01.2013 г. №5)
На него нет данных в \\\"Мемориале\\\"
Ладонкин Федор Степанович, 1915 Лейтенант Командир звена 23 САП 272 АД 8 ВА 04.07.1942 не вернулся из разведки из района Б. Быково (Белгородская обл. Награжден медалью «За Отвагу»
Родился в Ивановской обл., Собинский р-н, д. Бабанино
Его внучатый племянник Валерий Ладонкин о деде написал следующее: « Нет в России семьи такой, где б, не памятен был свой герой…»
Вот и смотрели они на меня в детстве, с портретов, которые висели на стене нашего бревенчатого дома. Наши герои… А это кто спрашивал я своего деда, показывая на портрет, молодого красивого, улыбающегося, военного с лётными эмблемами в петлицах и двумя «кубарями». Это Федюшка… говорил мне дед. Он лётчиком был, в войну сгорел в самолёте…
Он был младшим братом моего деда, и остался навсегда для него Федюшкой…
Не сохранилось в семье документов, к сожалению, и нет уже тех, которые могли бы рассказать о нём.
И я хочу рассказать о Фёдоре Степановиче Ладонкине, своём родственнике, что запомнил из рассказов родных, его земляков, сослуживцев, что сумел найти на страницах Интернета и узнать от людей, которые также интересовались его судьбой.
Слушайте мой рассказ.
Фёдор Степанович Ладонкин родился в 1915 году в деревне Бабанино Владимирской, тогда губернии, в большой крестьянской семье. И как все деревенские мальчишки любил ходить на рыбалку. Был тогда в деревне Ладонкин пруд. Вот там он и ловил карасей.
Настя, просил он мою бабушку, разбуди меня на рыбалку пораньше! И она его будила, рано утром. И он, схватив удочки и заранее приготовленных червей, бежал на пруд. Где бывало, налавливал по ведёрку карасей, вспоминала моя бабушка.
Со временем, все братья его и сёстры перебрались в Москву. Уехал и Фёдор.
Пока не удалось узнать, где он получил лётную специальность. Но в подмосковном Реутове, в аэроклубе, он был, по словам отца инструктором.
Где учил летать курсантов И перед самой Великой Отечественной войной приезжал в родные края , как тогда говорили, «вербовать» молодых парней в этот аэроклуб. Стране нужны были лётные кадры. «Сталинские соколы» , называли в 30х годах в нашей советской тогда стране, лётчиков.
Лётчиков страна на руках носила, мальчишки мечтали стать лётчиками. По рассказам моего отца, из деревни Бабанино Сергей Сундуков, а с Лакинки( тогда Лакинск был посёлком, его просто Лакинкой называли) Песков, Толокнов поехали с ним в этот аэроклуб. Сын одного из них, недавно подтвердил, что его отец действительно тогда поехал в Реутовский аэроклуб.
Началась война, с которой Фёдор Степанович не вернулся.
Наверное, в семье была и «похоронка» и письма. Но всё затерялось...Не сумели сохранить… К стыду и к сожалению…
В семье говорили, что Фёдор Степанович сгорел в самолёте якобы под Курском (называли «Курскую дугу»)
Я из наградного листа на медаль «За Отвагу» узнал что Фёдор Степанович был призван в июле 1941 года Реутовским райвоенкоматом. Служил в 200 отдельной эскадрильи связи пилотом в звании младшего лейтенанта. Эта экадрилья входила в состав ВВС Юго-Западного фронта. Был он членом ВЛКСМ (была в то время такая молодёжная организация, это я для тех, кто этого не помнит)
Был он пилотом на легендарном У-2! Доставлял приказы и делегатов связи в разные подразделения, летал на разведку противника, чётко и в срок выполнял задания командования. И командиром этой эскадрильи был в ноябре 1941 года представлен к ордену «Красной Звезды»!
Как видно из наградного листа! Но наверху, кто то, карандашом написал « За Отвагу». Видно посчитало вышестоящее начальство, что и медали хватит, что не так уж велики заслуги. Да и в начале войны скупились на награды!
Но только в мае 1942 года приказ был подписан Председателем Президиума Верховного совета М. Калининым. И получил ли награду Фёдор Степанович неизвестно.
А ведь 200 эскадрилья побывала в «Киевском котле»! Это я тоже узнал из документов о безвозвратных потерях. Где есть список военнослужащих этой эскадрильи, пропавших без вести, которые не вышли из окружения, или погибли, или были взяты в плен. Бойцы и командиры. И у всех стоит число 19 сентября 1941 года! Трагическая страница той войны! Где в окружении было почти 600 тысяч наших солдат!
Как сумел выйти из окружения Фёдор Степанович? Возможно улетел на своём У-2…
Служил он в этой эскадрильи до 26 июня 1942 года.
Согласно документов 200 ОАЭС была обращена на укомплектование 23 САП ( смешанного авиационного полка), где он продолжил службу в должности командира звена в звании лейтенанта.
Тяжёлое положение тогда было на Юго-Западном фронте. Враг рвался к Волге. Не хватало самолётов и лётчиков.
13 июня 1942 года была создана 8 я Воздушная армия, в которую и входил 23 САП.
4 июля 1942 года командир звена, лейтенант Ладонкин Фёдор Степанович, был сбит самолётом противника в районе Большое Быково, прочитал я на сайте ОБД «Мемориал» в именном списке о безвозвратных потерях начальствующего состава 8 ой воздушной армии за июнь – август 1942 года.
Написал запрос в село и глава администрации Утянского сельского поселения Жидких Владимир Данилович ответил:
\"В ответ на ВАШ запрос о гибели и захоронении вашего родственника Ладонкина Фёдора Степановича, погибшего в районе с. Б-Быково в июле 1942 года, администрация Утянского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области сообщает Вам следующее:
Со слов жителей с. Б-Быково и с. Прудки (этим жителям уже более 85 лет) действительно в 1942 году примерно в июле месяце восточнее с. Б-Быково
на 4-5 км. был сбит наш самолет. Повторяю, со слов жителей, это был самолет типа «кукурузник». Самолет упал в пшеничное поле урочище «Третье». Летчики погибли, их тела сильно обгорели, со слов жителей, это были молодые офицеры. Установить их имена не удалось. Это все, что сохранилось в памяти наших жителей.
Летчики захоронены как безымянные воины в братской могиле в
с. Прудки Красногвардейского района Белгородской области\\\".
Лысенко Николай Иванович, 1918 года рождения, гвардии старший лейтенант, заместитель авиаэскадрильи 737 истребительного авиаполка 2-ой Воздушной армии. Погиб 2-го октября 1942 года и похоронен в Воронежской области на берегу реки Усмань, затон Черный плёс.
На проекте с: 11.04.2015 Комментарии: 1 Город: Хабаровский край Возраст: 83
Лысенко Николай Иванович, 1918 года рождения, гвардии старший лейтенант, заместитель авиаэскадрильи 737 истребительного авиаполка 2-ой Воздушной армии. Погиб 2-го октября 1942 года и похоронен в Воронежской области на берегу реки Усмань, затон Черный плёс.
11.04.2015 04:53
Добавить комментарий
Подсказки экспертов
О проекте
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Воронеж. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Воронеж? Разместите не менее 30 старых фотографий города Воронеж с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Воронеж". Подробнее >>