Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: 20 октября 1929 года общество «Автодор» приняло решение об организации аэросанных линий для населённых пунктов, оторванных от железных дорог. Чебоксары же зимой на 5-6 месяцев были оторваны от внешнего мира, так как навигация закрыта, а до ближайшей железнодорожной станции Канаш 85 километров. В декабре того же года была открыта опытная линия Чебоксары-Цивильск-Канаш. За январь и февраль на двух аэросанях ЦАГИ (АНТ)-IV было перевезено 244 пассажира, доставлено более тонны грузов. Опытная линия, по итогам первого зимнего сезона, была признана рентабельной и стала первой в СССР регулярной, а специально для Чувашавтотранса были изготовлены аэросани НАТИ-IХ. На фотографии парада общества «Автодор» в Чебоксарах (1931 год, Красная площадь) эти аэросани на первом плане справа, а вот следующие – это ЦАГИ (АНТ)-IV, надпись на борту «Чебоксары-Канаш» видна не полностью.
Аэросани АНТ-IV со 100-сильным двигателем «Люцифер», лыжами и корпусом из кольчугалюминия (дюралюминий) были созданы в 1924 году в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт) под руководством А.Н. Туполева. Серийное производство началось в 1926 году, двигатель заменили отечественным М-11. Корпус АНТ-IV разделен на три отсека: открытая кабина для водителя и механика, закрытая пассажирская кабина и моторный отсек. Зона вращения воздушного винта имела ограждение - сварную ферму, окрашиваемую в красный цвет. Аэросани имели большой успех на авиационной выставке в Берлине в 1928 году. Это архивная фотография 1930-го года из немецкого журнала.
А это аэросани ЦАГИ (АНТ)-IV на трассе Чебоксары – Канаш. Газета «Красная Чувашия» от 17 марта 1930 года писала «За участие во Всесоюзном слете экипажей аэросаней, за большую политическую работу в ряде мест по пути следования, реализацию займа на 1000 рублей, организацию красных обозов с хлебом и др. Президиум ЦИК ЧАССР постановил командира пробега А.И. Кузнецова и вице-командира И.И. Иванова премировать деньгами 400 рублей каждого. За проделанную работу и умение управлять аэросанями водителей саней: Н.Ф. Короткова, В.В. Добронравова, А.И. Ильина - премировать костюмами». Они здесь, награждённые, на этих фотографиях, только кто из них Коротков, кто Добронравов, кто Ильин …
Расстояние аэросани проходили за 2,5 часа вместо 10-12 часов на лошадиной тяге. Нам и сейчас интересно посмотреть на технику прошлых лет, но это интерес, как бы «свысока», мол, не такое видели, а представьте себе изумление этих двоих крестьян в далёком 1930 году.
Видимо аэросани ЦАГИ (АНТ)-IV были дорогими в производстве, поэтому аэросани НАТИ-IХ (НАТИ - научный автотракторный институт) построенные для Чувашавтодора, были уже из дерева, а металл применялся только для ответственных деталей. На фотографии тот же парад «Автодора» 1931 года, машины стоят напротив здания Главсуда.
Это показательный заезд аэросаней на Красной площади, на заднем плане торговый ряд и здание Совпартшколы.
И ещё один документ: «… сани в сутки вполне смогут сделать один рейс туда и обратно и исходя из расчёта хотя бы 10 рублей с человека, в день дадут прибыли 100 рублей. Расходные статьи: топливо 24 руб. 64 коп., смазочное – 2 руб. 46 коп., содержание моториста-водителя – 10 рублей, содержание гаража – 5 рублей, амортизация за один день - 8 рублей. Весь суточный расход – 50 руб. 10 коп. Кроме чистой прибыли республика сэкономит на перевозке почты и на скорости передвижения едущих по командировкам служащих, которые вместо 24 часов затратят на проезд всего 4 часа.
Привет новому начинанию! Широкий простор советским аэросаням! Полным ходом к быстрейшему выполнению 5-летнего плана строительства! Инж. Б. Укше»
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Чебоксары. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Чебоксары? Разместите не менее 30 старых фотографий города Чебоксары с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Чебоксары". Подробнее >>