Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Глиссерная станция в Чебоксарах. Глиссерный поход Нижний Новгород-Чебоксары. 1930 год
Описание старой фотографии: Был, оказывается, в 1920-х годах и такой вид транспорта на Волге между Чебоксарами и Нижним Новгородом. В этом ангаре, по всей видимости, глиссеры «зимовали», а находился он на самом берегу Волги, слева от устья Чебоксарки – это видно по колокольне Крестовоздвиженской церкви в левом нижнем углу фотографии.
Это я так думал, но оказалось (это мне подсказал Алексей Борзов, человек интересующийся архивными документами города Чебоксары), что линию открыли в честь 10-летия Чувашской автономии, то есть летом 1930-го года, а надпись на ангаре «1920 г.-1930 г.», это не время существования глиссерного сообщения, а годы существования ЧАССР и вообще это сооружение на сваях, называлось «Ангара» - ударный объект, введенный в эксплуатацию в день юбилея автономии 24 июня 1930 года.
Вообще-то, сколько не искал, нигде не нашел упоминаний о глиссерном сообщении, но ангар-то был, да и, судя по количеству ворот, глиссеров размещалось в нём не менее трёх. Может станция и была транзитной, но на этой фотографии глиссер точно наш - Чувашской Республике принадлежащий (надпись в носовой части). Не так уж давно, на «Метеоре», помню, вся поездка занимала шесть часов – интересно, сколько времени длился рейс в то время?
Тот же Алексей Борзов уточнил, что никаких транзитных линий не было, и вообще в честь 10-летия Чувашской АССР, сначала был проведен глиссерный пробег Нижний Новгород – Чебоксары, и уже потом открыли два глиссерных сообщения: уже упомянутый и ещё один - Чебоксары-Васильсурск. Правда существовали они недолго.
Ночью глиссеры находились под надёжной охраной. Фотография красивая (молодцы братья Костины) – силуэт красноармейца на фоне высокого Чебоксарского берега, но явно постановочная - на узких сходнях не особо настоишься.
Нашлись-таки документы. Журнал «За рулём» (1930 год, №15): «Для испытания построенных под руководством «Автодора» глиссеров, участия в праздновании 10-летия Чувашской Автономной республики и открытия в Чувашии первых опытных глиссерных линий, в июне 1930 года был организован испытательный поход глиссеров». В походе приняли участие 5 глиссеров. На фотографии один из них - «Автодор 3» с деревянным корпусом открытого типа на пять пассажирских мест, сконструированный в НАМИ (научно- исследовательский автомобильный и автомоторный институт), на стоянке у Чебоксар.
Газета «Красная Чувашия» от 29 июня 1930 года: «В день десятилетия Чувашии в Чебоксарах был дан финиш глиссерам, участвовавшим в глиссерном походе. Машины проделали путь от Нижнего до Чебоксар (288 км.) от 5,4 до 7,2 часов со средними скоростями от 0 км. до 53 км. в час.». На фотографии на первом плане «ЦАГИ АНТ 2» открытого типа, на четыре места, с металлическим корпусом, сконструированный А.Н. Туполевым в ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт), за ним «Автодор 3» и «Автодор 4».
Газета «Красная Чувашия» от 24 июня 1929 года: «... По инициативе т. Андреева – инженера-конструктора НАМИ, была сорганизована группа рабочих и инженеров для постройки глиссера в подарок десятилетнему юбилею Чувашии. Герои ударного труда в нерабочее время, затратив 2400 рабочих часов, добились постройки глиссера (стоимость глиссера 34 тысячи рублей). Глиссер будет передан бесплатно ЧАССР». На фотографии этот глиссер - «Автодор 4», закрытого типа, на девять мест, с деревянным корпусом, сконструирован инженером Н. Андреевым и построен НАМИ по заданию Чувашавтодора.
Глиссеры «ЦАГИ» и «Автодор 4» остались в Чебоксарах. 26 июня в Нижний Новгород ушли глиссеры «Автодор1», «Автодор 3» и «Осоавиахим», причём «Осоавиахим» задержался в Васильсурске. В это время в стране проходила эстафета «Свердловск-Москва», посвящённая XVI партсъезду. Глиссер «ЦАГИ», оставшийся в Чебоксарах, принял эту эстафету, 28 июня утром доставил её в Васильсурск, передал «Осовиахиму», тот довёз её до Нижнего Новгорода, оттуда она ушла далее в Москву. Вот этот мотоциклист на фото братьев Костиных доставил эстафету в Чебоксары, и похоже, что стоит мотоцикл на берегу Волги.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Чебоксары. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Чебоксары? Разместите не менее 30 старых фотографий города Чебоксары с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Чебоксары". Подробнее >>