Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Летчики 487 истребительного авиаполка совершившие таран под Воронежем
Описание старой фотографии: Ст. лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов
3 января 1942 года, патрулируя вблизи города Боброва, командир звена 487-го истребительного полка старший лейтенант Анатолий Григорьевич Лукьянов, обнаружив в воздухе вражеский бомбардировщик Ju-88, уничтожил его тараном. После этого он произвёл посадку на своём аэродроме. 4 марта 1942 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Анатолий Григорьевич родился 12 марта 1919 года в городе Краматорске. В 1938 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу. Первый орден Красного Знамени Лукьянов получил за отражение первого большого налёта вражеской авиации на Москву в ночь на 22 июля 1941 года. Патрулируя в районе Наро-Фоминска на истребителе МиГ-3 на высоте 3000 м. младший лейтенант Лукьянов обнаружил и сбил бомбардировщик противника. Впоследствии, под Москвой он одержал ещё две победы. Войну летчик закончил командиром полка. Всего он совершил 325 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил 17 самолетов противника.
Старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин. 3 июня 1942 года пилот 487-го истребительного полка на самолете МиГ-3 старший лейтенант Михаил Алексеевич Проскурин, в паре с ведомым заместителем командира эскадрильи были подняты в воздух на перехват разведывательного самолёта. В районе села Боринские заводы на высоте 7000 метров враг истребителями был настигнут и атакован. Ведущим слева, а Проскуриным со стороны солнца. После нескольких длинных очередей 12,7-мм авиационный пулемет и 7,62 мм пулемет ШКАС отказали в работе, а горючее оказалось на исходе. Фашистский летчик с разворотом вправо со снижением пытался скрыться в облачности и уйти от наших летчиков. Проскурин, несмотря на интенсивный огонь задних стрелков, подошел к врагу и выше киля отрубил винтом хвост самолета. Самолет врага вошел в штопор и врезался в землю. Успел выпрыгнуть на парашюте только один немец. Наш летчик, с неработающим мотором, планируя, посадил МиГ на Липецком аэродроме. После замены винта, через четыре часа он снова поднялся в небо. Награжден орденом Ленина. В газете «Известия» корреспондент Э. Виленский так описывает этот подвиг: «Лейтенант Проскурин поднялся в воздух, чтобы пресечь дорогу бомбардировщику Хе-111, который шел к большому городу на высоте шесть тысяч метров. Проскурин вонзился в небо и погнался за немцем. Еще несколько минут и «хейнкелю» удастся сбросить бомбы. Проскурин нажимает, использует высокую скорость своего мига, настигает врага и, понимая, что минута промедления угрожает городу серьезными бедствиями, решает не стрелять, а бить наверняка, идти на таран. Это большой риск: таран – это значит, что летчик должен посмотреть в глаза смерти. И летчик решается, он стремительно идет на сближение и таранит. «хейнкель» падает, Проскурин целым и невредимым сажает самолет на свой аэродром. Там радость друзей, там встречает его командир, Герой Советского Союза капитан Лукьянов, и жмет руки смельчаку, и поздравляет его...».
Выживший в бою немец лейтенант Д. Пюттер тоже оставил свои воспоминания о роковом для него бое: «Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, когда стрелок-радист доложил по самолетному переговорному устройству, что русские истребители сзади и сбоку, примерно в 50 м от хвоста. В тот же момент раздалась очередь, которая прошила правую плоскость и двигатель. Это была классная стрельба. Винт сделал несколько неровных оборотов, после чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель, а это оказался МиГ-3, продолжал атаковать. Рядом со мной упал на пол кабины штурман. Пули попали ему в лицо. Не подавал признаков жизни и нижний стрелок.
До линии фронта оставалось примерно 400 км. Началась неприятная тряска левого мотора, пришлось его выключить. Я решил сесть на «брюхо» и стал планировать с высоты 7000 м. Вдруг я услышал надсадный рев чужого мотора, а затем раздался жуткий удар, треск. Левый мотор слетел с крыла подобно правому, полностью оторвало хвостовое оперение. Стало невозможно удерживать самолет. Я попытался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины. Потеряв на некоторое время сознание, я затем пришел в себя и выбрался из кабины. Радоваться было рано: снизу началась очень интенсивная стрельба. Купол оказался весь изрешечен, поэтому я спускался очень быстро. К счастью, огонь велся неточно. Я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались подростки, которые чуть не растерзали меня. Подбежавшие солдаты из войск НКВД, без преувеличения, спасли мне жизнь. Меня доставили на автомашине в Воронеж. Я попросил показать мне летчика, сбившего наш самолет, что и было сделано...».
Летчик Алексей Максимович Орлов
26 июня 1942 года младший лейтенант Орлов вместе с ведущим вылетел на перехват немецкого самолета-разведчика, которого рано утром на высоте 8000 метров обнаружили наши посты ВНОС (Войска воздушного наблюдения, оповещения и связи). Немецкий самолет летчики догнали над Боринскими заводами (сейчас село Боринское Липецкой области), что в ста километрах от Воронежа. Фашисты открыли огонь и повредили самолет ведущего, который вынужден был уйти на посадку. Оставшись один на один с врагом, старшина Орлов догнал вражеским разведчиком, стремящимся уйти от преследования. Наш самолет подлетел на близкое расстояние так, что Алексею Максимовичу были видны лица врагов с кислородными масками. Летчик мига испытывал кислородное голодание. У него участился пульс и дыхание, появилась вялость, труднее стало прицеливаться. Собрав силы наш, пилот открыл огонь из трех пулеметов. Пули, выпущенные из истребителя, впились в хвост самолета, но он продолжал лететь.
Верхний и нижний воздушные стрелки врага огрызались пулеметными очередями, не давая летчику подойти близко к врагу. Одна из очередей, выпущенных верхним воздушным стрелком, попала в двигатель. Крупнокалиберные пули, разбили водяной и масляный радиаторы. Горячая вода и масло, брызнули в лицо нашему летчику, и кабину заволокло дымом. Орлов увидел торжествующего, радостного фашиста, который думал, что с русским самолетом покончено. Лишившись смазки и охлаждении мотор нашего самолета через несколько минут должен был заклинить и выйти из строя.
«Врешь! Не уйдешь!», - сказал сам себе младший лейтенант Орлов и нажал на газ. Самолет, натружено заревел, но послушался летчика и догнал врага. Немец бросается вверх, чтобы уйти от столкновения, но наш пилот успевает врезаться фюзеляжем в его хвост. От удара миг подбросило вверх, а фашист, лишившись горизонтального и вертикального рулей, пошел к земле.
Он удара советский летчик на несколько секунд потерял сознание. Очнувшись, он вывел самолет из штопора и попытался дотянуть до липецкого аэродрома. Пролетев еще несколько километров, машина перестала слушаться хозяина. Он, не выпуская шасси, планирует на зеленое поле. С большим трудом ему удалось перелететь через высоковольтную линию и приземлится на фюзеляж самолета. От удара о землю летчик потерял сознание и очнулся только через сутки в лазарете. Этот бой, который происходил утором в шесть часов сорок минут видели врач полка ранга Ной Залманович Альтшулер, уполномоченный особого отдела 487- го полка (фамилия в документах не указана) и майор Алексей Афанасьевич Зюзя, которые следовали в город Елец. На кладбищенском аэродроме в Ельце базировалась эскадрилья Зюзи. Сбитый немецкий самолет упал южнее 8-10 километров от села, а летчики, выбросись с парашютами, и были взяты в плен. Очевидцам воздушного боя достались трофеи врач 3 ранга Альтшулер, приобрел пистолет «Вальтер», а уполномоченный особого отдела на память взял награду летчика – крест. Был ли это Рыцарский крест с дубовыми листьями документы ответа на этот вопрос не дают. По воспоминаниям Орлова летчик сбил ХЕ-111, в других источниках указывается бомбардировщик Ju-88. Нам представляется, что это был юнкерс, так как только он из фашистских самолетов мог подняться и лететь на высоте 8000 метров.
Лейтенант Константин Петрович Потапов (справа)
4 июля 1942 года командир эскадрильи 487 истребительного полка лейтенант Константин Петрович Потапов в паре с лейтенантом Хасан Ханиповичем Ханиповым патрулируют на самолетах ЯК-1 небо в районе Воронежа. В воздухе они встречают группу бомбардировщиков, которых прикрывают 12 истребителей врага. Наши летчики вступают с ними в бой. Вскоре у Ханипова был поврежден мотор, и он вышел из боя. Оставшись в одиночестве, Потапов продолжал вести бой. Преследуя «мессершмитта», пилот, израсходовав весь боекомплект, пошел на таран. Летчик увеличил скорость, догнал противника и винтом отрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолет упал в районе деревни Масловка. Поврежденный самолет Потапов посадил на свой аэродром, который восстановили через два часа. Заменив ему пропеллер. За этот подвиг лейтенант Потапов награжден орденом Ленина.
Год съемки: 1943 Старый город:Воронеж Дата: 04.05.2015 12:15 Слова для поиска:котюх. таран, воронеж Автор публикации:Валентин КотюхVIP Источник: архив Котюх В.А.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Воронеж. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Воронеж? Разместите не менее 30 старых фотографий города Воронеж с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Воронеж". Подробнее >>