Ныне ровный участок на вершине холма, называемый Лермонтовской площадкой, украшен декоративным колонным портиком с треугольным фронтоном, который обозначает место, где некогда находилась самая первая Казенная ресторация на КМВ.
Как утверждают ученые геологи (например, академик Г.В. Абих), в древнейшие времена основной выход Нарзана находился в сотне метров на юго-восток от нынешнего каптажа. Этот исток образовал массивный бугор из отложений железистого травертина, который превратился в заросший травой холм, на котором и была в начале 1820-х годов построена кисловодская Ресторация.
Осенью 1822 г. из Петербурга на КМВ прибыли новые архитекторы — братья Бернардацци, Джузеппе-Марко и Джованни-Баттиста, заключившие с Медицинским департаментом договор о строительстве ряда необходимых капитальных сооружений на Водах. С собой они привезли чертежи Высочайше утвержденных проектов зданий для КМВ, составленных петербургским архитектором И. И. Шарлеманем. Среди них был и проект Ресторации на Кислых Водах. Согласно этому проекту каменное здание Кисловодском Ресторации имело высокий цокольный этаж с тремя входными дверями, на котором покоился бельэтаж с четырехколонной лоджией, балконами и аттиком, а на крыше находился небольшой бельведер. Первоначально, генерал А.П. Ермолов приказал "Ресторацию поместить на плоскости, где протекает речка, и расположить оную, не давая ей вида ротонды", но позднее выбрал указанный травертиновый холм, близ источника Нарзана.
В начале марта 1823 г. фельдъегерь из Петербурга доставил командиру Отдельною кавказского корпуса генералу А. П. Ермолову высочайшее послание, в котором говорилось о том, что мать государя Александра I, 63-летняя императрица Мария Федоровна (1759-1828), супруга покойного Павла I, выразила желание приехать в предстоящем июле вместе со своим двором, чтобы отдохнуть и подлечиться на Кислых Водах, слава которых уже достигла северной столицы.
11 марта генерал Ермолов выслал предписание начальнику Кавказской области, командующему войсками Кавказской линии генерал-майору Карлу Федоровичу фон Сталю, в котором, не объясняя истинной причины спешки, предлагал немедленно возвести при источнике Нарзана «временное строение для Ресторации с большим танцевальным залом по приложенному чертежу». Новый чертеж деревянного здания кисловодской Ресторации, присланный из Тифлиса А. П. Ермоловым, был составлен либо военным инженером при главнокомандующем, либо тогдашним тифлисским городским архитектором. Место для Ресторации было определено в 40 саженях (около 86м.) юго-восточнее от колодца Нарзана на небольшом травертиновом холме. На южной стороне этого холма ранее были построены два деревянных домика - для Аптеки и жилой для чиновников, а также две турлучные кухоньки. У подножия холма проходил так называемый «Променад» - распланированный "проспект для прогулки водопьющих" вдоль зaросшего дикими деревьями берега Ольховки.
Строительство Ресторации было поручено архитекторам Бернардацци, которые должны были завершить строение к началу июля. Ермолов просил генерала Сталя не скупиться, чтобы сделать работу быстро и качественно, и обещал быстро покрыть все расходы.
В конце марта 1823 года братья Бернардацци с усердием принялись за свою первую работу на КМВ. Стены были возведены из готовых сосновых брусьев, доставленных со склада в Георгиевске, и плотно обшиты изнутри сухими досками, купленными у кизлярского дворянина Ломидзе. Внутренние стены были оклеены обоями. Тесовая крыша покрыта лубьем, привезенным из Кабарды. Военными строителями на строительстве Ресторации командовал инженер штабс-капитан Бурачков.
К началу июля 1823 г. здание Ресторации по ермоловскому проекту было в общем виде завершено. Внешне здание, еще не обшитое досками, выглядело очень скромно. Из-за нехватки времени особенное внимание было уделено, прежде всего, внутренней отделке. По традиции здание Ресторации состояло из дамской и мужской половины с отдельными входами, между которыми находился ресторанный зал и буфетная комната. Входные крыльца находились с восточной стороны Ресторации, куда вела подъездная дорога. Пешая дорожка к колодцу Нарзана огибала холм с южной стороны. Требуемую мебель для Ресторации изготовил столярный мастер Леонард Кам из колонии Каррас, который, по отзывам современников, и «в столицах наших был бы не из последних мастеров». Для содержания Казенной ресторации уже летом 1823 г. был заключен контракт с французским подданным Соломоном Бартоломеем. Один из посетителей того времени писал: «Ныне здесь построен за счет правительства большой дом для Ресторации, который своей архитектурой и величиной на возвышенном месте представляет прекрасный вид. Он состоит из 4 главных комнат: дамская и мужская половины разделены обшей залой, а посередине между ними — буфетная. Вход под портиком с колоннадою, лестница из белого гладкого плитняка. Златовидные обои в зале, бронзовые люстры и лампы Аргантские удивляют новостью явления; пурпуровая комната дамская и яркой зелени мужская с мебелью красного дерева, обитою соцветною комнатам бомбою (т.е. шерстяной тканью), поражают приятною встречею предметов роскоши отдаленных столиц в пустыне, среди гор Кабарды. Услужливый француз-ресторатор встречает гостей и всей вежливостью, и модным языком предлагает им все, что может льстить вкусу утонченного аппетита и вкуса. Лакомые блюда и заморские вина — в изобилии. Трубки и карты — для мужчин, музыка — для дам. По вечерам, 2 раза в неделю, собираются в большой зале танцевать».
Приезд императрицы на Воды был отложен на неопределенное время из-за опасности нападений вооруженных горцев, время от времени беспокоящих гарнизоны российских укреплений на Подкумке. Работы по Ресторации были продолжены весной 1824 года. Наружные стены были выконопачены в швах и трещинах пенькой, и обшиты досками. Все внутренние помещения побелены или обклеены обоями. 16 мая 1824г. генерал-майор К. Ф. Сталь предписал новому кисловодскому коменданту Е. Ф. Энгельгардту именовать Ресторацию "Домом благородного собрания", и завести правила, необходимые для подобного рода заведений. Архитекторы Бернардацци, которые в процессе постройки вносили различные изменения в первоначальный проект, они предложили генералу А. П. Ермолову украсить здание Ресторации, пристроив к его западному фасаду «балкон под восемью колоннами с фронтоном», а перед ним сделать по горе лестницу с искусственным гротом. После одобрения эти дополнения были выполнены в 1824-1825 годах. Из колонного портика был сделан новый выход из здания к каменной лестнице, спускающейся с холма и ведущей к источнику Нарзана. К открытию сезона 182с> г. новая Ресторация была завершена отделкой, а ее крыша покрыта астраханским листовым железом. Дом имел желтые стены и зеленую крышу. В 20м. восточнее Ресторации находились каменная кухня с камышовой крышей и ледник.
При Ресторации имелось несколько дорогих номеров, в которых приезжие могли находиться только несколько дней, до приискания свободного жилья в частных домах. Поэтому здесь короткое время жили многие известные личности, посещавшие Кислые Воды. В этих номерах останавливались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, кн. М. С. Воронцов, персидский принц Хосров-Мирза и многие другие. В Ресторации можно было хорошо пообедать, сыграть в карты и выкурить трубку. В большом зале дважды в неделю по вечерам устраивались танцы, часто давались различные театральные представления, проводились торжественные обеды. С 1836 г. при Ресторации висел медный двухпудовый колокол, выписанный помещиком Гонзалем из Ростова, в который приставленные к часам сторожа громко отбивали часы и получасы, чтобы все посетители и жители могли знать точное время. Здание кисловодской Ресторации описано в повести «Княжна Мери» М. Ю. Лермонтова. Первый ресторатор Соломон Бартоломей содержал заведение до начала 1830 г. Затем право на содержание ресторации получили колонисты Карраса — Иов и Егор Швагерус и Андрей Гай. После них три года управлял георгиевский купец Минай Подкуйченко. А с 10 мая 1835 г. содержателем Ресторации на долгие годы стал ставропольский 3-й гильдии купец, грек Петр Афанасьевич Найтаки с сыном Алексеем.
В альбоме князя Николая Вяземского (1814-1881), товарища М.Ю.Лермонтова и посетителя Кислых вод, сохранился лист: "Подписка на бал, даваемый 13 числа августа 1838 года в субботу в Кисловодской Ресторации". В этой подписке (т.е. сборе оплаты) также участвовали - Лев Сергеевич Пушкин (брат поэта), князья А.А. Суворов, В.С. Голицын и Г.Г. Гагарин, и другие представители молодой аристократии. По обычаю, молодые дамы и девицы благородного происхождения приходили на бал по приглашению, совершенно бесплатно. Князь Вяземский, как главный организатор подписки, сохранил отчет об израсходованной на бал сумме. Освещение стоило - 207 руб. 75 коп., из них "за 500 плошек - 110 (рублей); за освещение залы и столовой - 93 р. 75 к.; за 10 фунтов свеч сальных - 4 руб.". Но бал затянулся и было : "прибавлено на окны 15 фунтов свечей 37 р. 50 к.; переменены люстры и на окны - 30 фунтов - 75 р.; на фонари выдано 4 фунта - 10 р.". Далее идут крупные расходы: "на 70 персон ужин - 700 рублей; угощение чаем, мороженым и фруктами (во время танцев) - 190 рублей" и более скромные: "прислуги 15 человек - 84; за залу - 56 рублей". На балу было выпито вина - 61 бутылка (в т.ч. шампанское разных марок, рейнвейн, сотерн, мадера, малага, мозельвейн и др.), всего на 442 рубля. Прибавив к этим расходам небольшие: "садовнику дано - 21, за дрожки в Пятигорск - 6 р." и какой-то "особо поданный счет" в 89 р. 30 к., получаем общую сумму расходов в 1919 рублей серебром, которая равна годовому оброку с нескольких деревень. А танцевали на таких балах порой до изнеможения. Так, летом 1841 г. 33-хлетняя княгиня Мария Гагарина, разгоряченная после бала в кисловодской Ресторации, приняла прохладную ванну Нарзана и тут же скончалась от "апоплексического удара" (инсульта).
В 1847-1849 гг. архитектор С. И. Уптон произвел капитальную перестройку здания Ресторации. К открытию сезона 1849 г. дом был разделен на шесть помещений, которые получили новое расположение, стены были подняты на 2 метра, сделана новая крыша главный зал стал просторнее, и в нем были устроены особые хоры для музыкантов. Здание снаружи было окрашено в серый цвет. Новое оформление получила и лестница с гротом.
Петр Наитаки и его сын Алексей управляли Кисловодской Ресторацией до 1860 года. За номер, состоящий из одной большой комнаты с передней, они брали по 1 рублю серебром в сутки.
В период контрагентства Н. А. Новосельского, в 1861-1869 гг., Ресторацию содержал его хороший знакомый - итальянский подданый, ресторатор из Одессы Джованни-Баттиста Карута с женой Матильдой. А при контрагенте А. М. Байкове в 1870-х годах арендатором заведения был Прокофий Алексеевич Сергеев. При Байкове Ресторация иногда именовалась «воксалом», как в то время назывались здания, имеющие концертный зал. В Ресторации разрешалось играть в карты, но только колодами, запечатанными печатью содержателя заведения. Здесь открылась и первая курортная читальня с газетами.
Летом 1881 г. петербургский художник Михай Зичи посетил КМВ, и по указаниям известного лермонтоведа П.А. Висковатова сделал "с натуры" серию замечательных иллюстраций для повести "Княжна Мери", написанной М.Ю. Лермонтовым в конце 1830-х годов. Среди них было и три вида кисловодской Казенной Ресторации. Однако, историческая неточность Зичи и Висковатова состояла в том, что художник изобразил перестроенную в конце 1840-х годов зодчим Уптоном Ресторацию, а не ту, "ермоловскую", которую так хорошо знал Лермонтов и которую описал в своей повести.
Архитектор А. М. Кочетов осуществил в 1889-1890 гг. новый капитальный ремонт Ресторации. Среди прочего, простые полы были заменены на паркетные. В начале 1890-х годов содержателем Казенного ресторана является Д. Б. Чхиквадзе. Вскоре ресторан получил название «Парк» и его арендовал предприниматель Родион Дмитриевич Востряков, сын умершей богачки К. Г. Востряковой-Хлудовой, подарившей Кисловодску Хлудовскую больницу. В 1896 г. по обе стороны входной каменной лестницы Казенного ресторана были сделаны две крытые площадки, защищающие публику от жары и дождя. На рубеже веков Казенный ресторан в парке содержал мещанин Иван Дмитриевич Кручинин.
В 1903 г. Управление Вод вознамерилось сломать старое здание Казенного ресторана, и только заступничество местных газет спасло его от полного разрушения.
Летом 1905 г. Управление Вод заключило контракт на 6-летнюю аренду ресторана «Парк» с новообразованной Константиновcкой артелью ресторанного дела. Артель (паевое товарищество) насчитывала 122 члена, имеющих 125 паев. Ее выборным старостой был Григорий Федорович Калниболоцкий. Капитал артели доходил до 60 тысяч руб. Согласно договору артель за свой счет произвела капитальный ремонт старых помещений ресторана, а также построила вокруг обширную веранду, сделала новые лестницы и пристройки под верандою. Подготовка стройматериалов началась осенью 1905 г. К сезону 1906 г. была произведена на перестройка здания, а к сезону 1907 г. - завершающая. Старое здание было значительно перестроено. Вокруг Ресторации появилась обширная крытая деревянная веранда в стиле модерн с угловыми башенками.
Помещения ресторана, кухни и большие ледники были сделаны с таким расчетом, что давали возможность накормить обедом до 3 тысяч человек, т.е. отпускать каждые полчаса до 500 обедов. В правление ресторана «быстрого питания» входили бывший ресторатор Г.Ф. Калниболоцкий, официант B.C. Хохлов и кондитер М.Д. Веревец. Однако этот ресторан, видимо, не приносил ожидаемой доходности и артель по окончании срока аренды оставила его.
С осени 1911 г. Казенный ресторан «Парк» находился в аренде у московского предпринимателя Родиона Дмитриевича Вострякова, который в 1914 г. сделал ряд переделок здания. С 1915 г. ресторан стал работать и в зимнее время. Последним содержателем заведения был Алексей Васильевич Рыжиков-Лепин. Казенный ресторан «Парк» просуществовал до Гражданской войны. В 1915 г. на Эмировской улице южнее казенного ресторана, на бывшем участке Тамамшевой, открылась новопостроенная гостиница «Метрополь» на 40 комнат, владельцем которой был Гавриил Иванович Антонов.
В 1920-х годах в уцелевшем здании Ресторана было открыто парковое Кафе, а позднее — Диетическая столовая «Парк». Здесь же был временный клуб завода по розливу Нарзана. Во время Отечественной войны здание было переоборудовано под немецкий гараж и частично разобрано на дрова. В 1944 г. остатки здания были снесены по решению Управления кисловодского курорта. В послевоенном 1948 г. на месте старой лестницы была сооружена новая каменная лестница (арх. П.П. Еськов) с бюстом М. Ю. Лермонтова (скульп. Г. Н. Валуйский). Обзорная площадка на вершине холма получила название Лермонтовской.
Осенью 1977 г. администрация Кисловодска приняла решение создать заповедный Лермонтовский квартал у источника Нарзана и, прежде всего, восстановить знаменитую Ресторацию, которая должна была стать Камерным концертным залом. По разным причинам эти планы были надолго отложены. В 2004 г. вершина Лермонтовской площадки украсилась декоративной колоннадой с треугольным фронтоном, которая обозначает контуры и место входного портика Кисловодском Ресторации. Этот архитектурный символ сделан по эскизу зодчего А. Р. Арустамяна. Почитатели поэта Лермонтова надеются, что со временем это историческое здание будет восстановлено. А пока участок бывшей Ресторации входит в территорию соседнего пансионата «Факел».
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
|