Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Защитник Воронежского неба Николай Иванович Лысенко
Описание старой фотографии: Как бесценные семейные реликвии хранят в семье Валентины Николаевны Босовой (Лысенко) областную газету «Коммуна» за 19 августа 1962 года и книгу «По следам подвигов», которая была издана в Воронеже в 1965 году. В них корреспонденты Павел Грабор и Лев Суслов в статьях «Герои не умирают» и «Обелиск в лесу» впервые рассказали воронежцам о подвиге ее отца заместителя командира авиационной эскадрильи 737 истребительного авиаполка 2-й Воздушной Армии старшего лейтенанта Николая Ивановича Лысенко. От них семья Лысенко узнала о последних героических минутах жизни и месте гибели сына, мужа и отца.
О бое над лесом и о могиле летчика Лысенко краеведам сообщил егерь Максим Фёдорович Паневин. Он вместе с женой Натальей Николаевной ухаживал за могилой летчика в заповеднике у Черного плеса.
2 октября 1942 года Максим Фёдорович, который жил на Виневитенском кордоне, плыл по реке «Усманка» на лодке. Сначала он услышал шум моторов, а потом увидел на небе самолёты с чёрными крестами. Их было шестнадцать, из них пять были истребителями, а остальные бомбардировщиками. Самолеты врагов летели со стороны станции Графская. Вдруг их строй нарушился. Над лесом появились два советских истребителя и ринулись на врага. Завязался неравный бой. Один немецкий самолёт кинулся на наш, который дрался с двумя вражескими истребителями. Его очередь прошила краснозвездный истребитель ЛаГГ-3. Он загорелся и стал падать и упал в реку у Черного плеса. И тут же раздался сильный взрыв. Когда самолёт упал, фашисты стали удирать, но один вражеский истребитель стал кружиться над плёсом. В это время на него кинулся второй «лагг» и сбил его. Немец выпрыгнул с парашютом и его поймали у села Чертовицы. Тело Николая Ивановича достали наши бойцы из затона и похоронили с почестями. Корреспонденты газеты «Коммуны» разыскали родных Николая Лысенко. На его могилу приезжала, через двадцать лет после гибели, дочь Валентина и мать героя - Федосия Петровна. Открывшийся архив Министерства обороны помог нам восстановить биографию пилота.
Старший лейтенант Лысенко родился 11 февраля 1918 года в городе Речица, в Гомельской области, в Белоруссии. В многодетной семье росло 11 детей, из них 5 мальчиков и 6 девочек. Отец Иван Степанович работал бакенщиком на Днепре, а Феодосия Петровна воспитывала и растила детей. В древнем белорусском городе Николай закончил 7 классов школы. Здесь в аэроклубе он впервые поднялся в воздух. Любовь к небу привела добровольца Красной Армии в Одесскую школу военных летчиков. После ее окончания Николай Иванович направляется служить в 168-й истребительный полк. Его часть, на вооружении которой находились И-16, базировалась на аэродроме у станции Колосовка Одесской области. Сюда 22 июня 1942 года он должен был привезти свою молодую жену Акулину Ивановну, которая ждала ребенка, но планы обрушила война.
Статья в газете Коммуна 1962
Первая эскадрилья Лысенко, которой командовал майор Мазуркевич, улетела на фронт 28 июня 1941года. Воюя с врагом, летчики поддерживают наземные войска на правом фланге Южного фронта штурмовыми ударами. Часто они сопровождали до цели тяжелые бомбардировщики, вели воздушную разведку, вступали в неравный бой с фашистскими истребителями.
Командир полка Семен Дмитриевич Ярославцев вспоминал: «В середине июля немецко-фашистские «люфтваффе» обрушили особенно мощные удары на висевшие у него на фланге 6-ю и 12-ю армии Юго-Западного и 18-ю армию Южного фронтов. Гитлеровцы стремились окружить и разгромить здесь наши наземные войска. Стратегическое господство в воздухе в то время было на стороне вражеской авиации. Фашисты летали большими группами «юнкерсов» и «хейнкелей» в сопровождении «мессершмиттов». Мы же из-за недостатка истребителей вынуждены были увеличивать число боевых вылетов. По семь-восемь раз в день поднимались наши летчики в воздух навстречу врагу. Часто две или три пары наших И-16 вели бой против двух, а то и трех десятков вражеских самолетов. Это были трудные, неравные схватки. Однако обстановка требовала сражаться, и наши воздушные бойцы, ежеминутно подвергаясь смертельной опасности, отважно атаковали врага. Они расстраивали боевые порядки фашистских бомбардировщиков, принуждали их сбрасывать бомбовый груз, где попало, неприцельно. Не упускали удобного случая нажимать гашетки, когда самолеты гитлеровцев попадали в прицел».
Младший лейтенант Лысенко на самолётах И-153 и И-16 произвел 76 успешных боевых вылетов на прикрытие наших войск. В групповом бою он сбил вражеский разведчик «Хеншель-126». За успешную штурмовку автоколонн противника ему объявлялась благодарность командиром дивизии. Представляя его к ордену Красной Звезды, командование в наградном листе писало: «… первые дни Отечественной войны участвовал на Южном фронте. Проявил себя смелым, мужественным воздушным бойцом. Пылая непримиримой ненавистью к кровавым ордам Гитлера, он с исключительным воодушевлением шел на выполнение боевых заданий и всегда выполнял их отлично».
Когда в их части осталось всего пять самолетов ее выводят на переформирование. На аэродроме «Тимашевская» в Краснодарском крае Лысенко с товарищами осваивает новые самолеты ЛаГГ-3. Его комэска майора Анатолия Спиридоновича Мазуркевича назначают командиром 274 истребительного полка. Вместе с ним улетает воевать на Калининский фронт младший лейтенант Лысенко. За зимний месяц кровопролитных боев под городом Ржев в составе 31 смешанной авиадивизии под командованием прославленного комбрига Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова летчики полка в ненастную погоду поднимают свои машины на поиск и штурмовку вражеских аэродромов, ведения разведки, для сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков. В конце января 1942 года полк получает новое имя 737 истребительный полк и его направляют на переформирование на станцию Сейма в Нижегородскую область. Здесь получая пополнение, опытные, закаленные в боях командиры учат молодых летчиков премудростям управления самолетом и ведению воздушных боев. Командуя звеном, Николай Иванович изучает с летчиками тактику немецких истребителей, учит молодежь определению мест расположения зенитных средств врага и их подавлению. Совершают пилоты боевые вылеты, прикрывая город Горький, от прорывавшихся к нему вражеских самолетов.
С 1 июня 1942 часть Лысенко на Брянском фронте. Наши летчики прикрывают аэродром Плавск Западный в Тульской области, где дислоцируется полк, бомбят и расстреливает вражеские мотоколонны. За короткий срок командир звена произвёл 14 боевых вылетов. Особенно отличился он при налете на аэродром Брянск совместно со штурмовиками 23 июня. Во время штурмовки опытный летчик заметил, звено немецких мессершмиттов, которое пыталось взлететь. Николай Иванович, не обращая внимание на вражеские зенитки, открыл по немецким истребителям огонь и не дал возможности им подняться в воздух. В ходе боя наши летчики уничтожили на земле 25-30 самолетов, подавили четыре точки зенитной артиллерии, сожгли ангар и склад с горючим.
В конце июня полк перелетает на аэродром «Усмань». Летчики ведут разведку в районе Касторное, Нижнедевицк, сопровождают наши ПЕ-2 на бомбардировку войск в районе Задонска. 5,6,7 июля бомбят переправу у села Малышево, чтобы остановить наступление немцев.
Утром 10 июля Лысенко с боевыми друзьями уничтожает переправу у села Губарево и скопление войск в лесу юго-западнее Воронежа, прикрывает наши наземные войска в районе Подклетное и Семилуки. Фашистские истребители пытаются помешать нашим летчикам. Три наших самолета, под командованием капитана Салахова завязали бой с шестью МЕ-109. В воздушном бою пилот Лысенко сбил МЕ-109. Самолет врага упал в районе совхоза «Парижская Коммуна». Фашистам удалось подбить ведомого сержанта Александра Дмитриевича Лебедева. Отважный летчик посадил горящую машину на своей территории. Получив ожоги, он отказался от госпитализации.
12 июля в 18 часов в районе Воронежа внезапно из-за облачности был атакован группой МЕ-109 командир, учитель и боевой товарищ, подполковник Мазуркевич, его пылающий самолет упал в лесу у станции Рамонь. Лейтенант Лысенко мстит врагу за командира. За бои в районе города Коротояк, и села Александровка, где сражались наши войска, захватив плацдармы на правом берегу реки Дон, летчики получили телеграмму от командующего 6 армией генерала-лейтенанта Ф.М. Харитонова. В ней говорилось: «Спасибо соколам за хорошую работу от наших бойцов и командиров. Враг сегодня за свои попытки осквернить наш тихий Дон поплатился большой кровью. Выполняя приказ товарища Сталина, наши части стойко дерутся, не уступая наш тихий Дон. Сегодня били хорошо, а завтра нужно бить еще лучше»
12 августа летчики полка совершили 47 боевых вылетов. Восемь «лаггов» сопровождали штурмовиков 241-го штурмового авиаполка до цели в район Воронежа, прикрывали наши войска в районе Подклетное.
В 18 часов 24 минуты в районе Рамонь на высоте 2000 метров семь наших истребителей внезапно были атакованы четырьмя фашистскими истребителями. В воздушном бою в результате одновременной атаки старшего лейтенанта Николая Николаевича Севрюка, старшины Михаила Павловича Терехова и лейтенанта Лысенко подбит МЕ-109, который упал в районе села Борки.
На следующий день наши пилоты прикрывали штурмовики наносившие удары в районе Воронежа, Подклетное, Подгорное и выгрузку танков на станции Усмань. В воздушном бою был подбит самолет Лысенко, но он сумел его посадить на своей территории. В часть Николай Иванович вернулся через несколько дней.
О последнем бое старшего лейтенанта Лысенко в боевом журнале 207 истребительной дивизии сухо сказано следующее: «2 октября 737 авиаполк отражал налеты бомбардировщиков у ст. Графская, Беляево, Усмань. Проведено два воздушных боя. В первом бою в районе Дрязги командир полка майор Николай Изотович Варчук (будущий Герой Советского Союза погиб 21.09.1943 года) в атаке вплотную подошел к бомбардировщику ХЕ-111 и своей левой плоскостью таранил в правую плоскость «хенкель». Самолет врага упал у станции Графская. Второй бой произошел в районе Рамонь. Штурман полка капитан Павел Андреевич Пологов сбил Ме-109, который упал юго-западнее Рамонь. Потеряно два самолета. Не вернулись с боевого задания командир звена, младший лейтенант Николай Николаевич Галеев и старший лейтенант, заместитель командира авиаэскадрильи Николай Иванович Лысенко». Из этого можно сделать вывод, что вторым летчиком, сражавшимся против шестнадцать самолетов врага, был будущий Герой Советского Союза Пологов. В бою, прикрывая спину ведущего, погиб Николай Иванович.
Он так и не узнал, что у него 8 ноября 1941 года родилась дочь Валентина. Прожив в браке всего полгода жена Акулина Ивановна замуж больше не выходила, осталась верной памяти мужа, хотя предложения ей поступали, но она их отвергала. Вместе с крошечным ребенком она пережила четыре года оккупации в деревне Морквино Кировоградской области. Узнав, что она жена советского летчика фашисты и их приспешники ее ограбили, издевались, ставили к стенке, посылали на непосильную работу, но она все выдержала.
Семья Валентины Николаевны Босовых-Лысенко
Дочь Валентина Николаевна вспоминает: «После окончания войны, мы с мамой уехали на постоянное место жительство в г. Николаев на Украине. В этом городе я познакомилась со своим мужем Анатолием Алексеевичем Босовым. У нас родились близнецы - две девочки Елена и Яна. Дети выросли и стали врачами-стоматологами. Сейчас у Елены сын Алексей и живут они далеко от нас в городе Риге в Латвии. У Яны дочка Дана, студентка медицинского университета г. Хабаровска. В 1965 году после окончания учебы, мы с мужем, детьми и мамой уехали на Дальний Восток в г. Комсомольск на Амуре, где и проживаем сейчас, а маму в 1986 году мы похоронили. Так с моей семьей она и прожила все свои годы, помогала нам растить дочерей. За что я ей безмерно благодарна. С нами в одном городе проживает и наша дочь Яна, которая работает консультантом Главы администрации по медицинским вопросам. Муж мой кораблестроитель, ушел на пенсию в 2008 году. Все годы проработал на судостроительном заводе города, строил дизельные, а затем атомные лодки для Тихоокеанского флота. Я всю сознательную жизнь проработала чиновником, как сейчас говорят. Сначала на комсомольской, затем на партийной и советской работе и закончила службу 2006 году, будучи начальником отдела защиты прав потребителей администрации г. Комсомольска-на-Амуре. Сейчас мы с мужем пенсионеры. Муж пишет книги по судостроению, а я занимаюсь общественной работой»
В 1972 году одинокая могила старшего лейтенанта Лысенко стала братской. В ней похоронили членов экипажа бомбардировщика СБ 66 отдельной корректировочной эскадрильи 646 авиационного полка 208 авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 июля 1942 года экипаж в составе: командира лейтенанта Спиридона Никандровича Сазонова, стрелка- бомбардира лейтенанта Алексея Михайловича Розанова, стрелка- бомбардира Гавриила Мироновича Кирносенко (кто-то из них выполнял обязанности воздушного стрелка) и стрелка- радиста Степаньяна Михаила Степановича в 0 часов 22 минуты бомбили переправу через реку Дон у Семилук. После бомбометания и отхода от цели стрелок- радист сообщил командиру, что видит сзади самолет противника. Летчик, уменьшил обороты двигателей и со снижением вправо пошел на свою территорию. В это мгновение, самолет противника осветил фарой СБ и ударил из пушки и пулеметов по правому мотору и кабине штурмана. В самолете взорвался правый центроплановый бак. В кабину летчика ворвалось пламя и обожгло лицо лейтенанта Сазонова. От второй очереди по левому мотору загорелась левая плоскость самолета. В кабине бушевало пламя. Борясь с огнем летчик через переговорное устройство приказал покинуть самолет, но кроме него самолет никто не покинул. Спасшийся лейтенант Сазонов был награжден орденом Красного Знамени. Погибший самолет найден поисковым отрядом «Риф» и останки летчиков захоронены с воинскими почестями.
Прошло больше семи десятилетий, а обелиск летчикам, находящийся вдали от городской цивилизации для туристов разных поколении остается святым, культовым местом. Проходящие пешком или проплывающие на байдарках люди обязательно планируют здесь привал, чтобы отдать дань памяти, послушать рассказы бывалых туристов о защитниках воронежского неба, передаваемые из поколения к поколению. Здесь даже зимой лежат живые цветы.
Готовясь к юбилейной дате, городские чиновники провели новую паспортизацию братской могилы, но вместо того, чтобы исправить ошибки, допущенные чиновниками десять лет назад, они наделали новых. Всех летчиков «разжаловали» в рядовые. Почему и за что в паспорте могилы № 428 не указано.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Воронеж. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Воронеж? Разместите не менее 30 старых фотографий города Воронеж с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Воронеж". Подробнее >>