Осенью 1874 года после постройки моста через бурную реку Кубань железная дорога подошла к станции Невинномысской, расположенной в 2-х километрах от станицы Невинномысской.
Появление станицы приходится на вторую половину XVIII века и связано со строительством Азово-Моздокской укрепленной линии. На высоком холме у реки Невинки, впадающей в Кубань, в 1788 году был построен Невинномысский редут. По одной из версий, название реки и мыса возникло в связи с гибелью 70 невинных русских женщин, стариков и детей, захваченных в плен турецким отрядом.
Вскоре, по решению атамана Кубанского казачьего войска и командующего войсками казачьей линии генерала А. П. Ермолова, в районе редута основывается казачья станица Невинномысская. Её освящение состоялось 14 октября 1825 года.
В Невинномысскую переселялись казаки Хоперского полка из ряда станиц Дона и Ставрополья, а также губерний Центральной России.
К строительству железной дороги в станице было 1597 казачьих наделов. В станице имелись небольшая деревянная церковь, здание станичного правления, магазин, телеграф, парикмахерская. Общество Ростово-Владикавказской железной дороги на станции Невинномысской уложило 1800 погонных саженей станционных и тракционных путей при 15 стрелочных переводах, 80 погонных саженей крытых и открытых платформ, построило помещение телеграфа с тремя аппаратами Морзе, небольшое паровозное здание на 4 стойла, водоемное здание, 3 жилых дома.
Невинномысская была причислена к станциям II класса. Учитывая, что здесь должны заканчиваться тяговые плечи Армавир - Невинномысская и Минеральные Воды - Невинномысская при езде на закрепленных паровозах, на станции были построены здания для отдыха паровозных и кондукторских бригад.
В Невинномысской стало развиваться кустарное производство обувное, шорное, бондарное, и станица в 1890-х годах становится крупным торговым центром с более чем 7500 жителей.
Правление Владикавказской железной дороги, в свою очередь, расширило станцию Невинномысскую с развитием путей до 6630 погонных метров, 61 стрелочного перевода, освещаемых ночью газокалильными фонарями, построило в 1898 году паровозное депо на 12 стойл, начальником которого стал инженер Понятовский.
Правление Общества в 1901 году приступило к строительству каменного моста через реку Кубань, а в 1902 году издаётся Высочайший Указ об отчуждении земель у частных лиц под строительство второго пути на участке Невинномысская - Армавир. На участке же Невинномысская - Минеральные Воды около железнодорожных станций начали активно появляться новые поселения, а существовавшие значительно разрослись.
Открытка фототипии Шерер, Набгольц и К., Москва.
|