Для планового руководства проектированием и застройкой в 1935 году было создано Управление уполномоченного ЦИК СССР для курортов КМВ. Проектированием новой планировки Кисловодска летом 1935 года занималась мастерская № 2 НККХ (Народного комиссариата коммунального хозяйства) РСФСР под руководством известного специалиста по градостроительству профессора Владимира Николаевича Семёнова, в прошлом жителя Кисловодска. Работа велась под лозунгом максимального благоустройства и реконструкции города. Особое внимание уделялось приведению в порядок и озеленению основных городских магистралей. Одной из интереснейших таких работ стала реконструкция проспекта Дзержинского (так после смерти выдающегося чекиста стала называться бывшая Ребровская улица). Проектирование этого объекта велось архитекторами проектной конторы Госзеленстроя - Л. С. Залесской (старшая в группе) и К. А. Шевченко. Общее руководство этим проектированием осуществлял профессор В. Н. Семенов, который внес ряд интересных предложений. Строительные работы по утвержденному проекту велись с июля 1935 года и были окончены к знаменательному празднику 7 ноября 1935 года.
Проспект Дзержинского являлся центральной магистралью курортного городка (бывшего дачного поселка в Ребровой балке), на который выходили улицы с крупнейшими построенными и строящимися советскими санаториями. К северу пр. Дзержинского соединял кургородок с Буденовской слободой, как будущим местом расширения курортного строительства, а к югу выходил в центр обширного Курортного парка – район «Красных камней». Вход в Курортный парк со стороны проспекта Дзержинского к 1935 году был одним из главных входов в парк по количеству посетителей. Но это место в то время было мало благоустроено. Это была простая грунтовая дорога, поднимавшаяся вверх.
Для удобства планировки проспект Дзержинского был разбит на три части:
- средняя проезжая часть от ул. Парижской Коммуны до ул. Володарского;
- северная часть со сквером и холмом у школы;
- вход в парк выше ул. Володарского.
Средняя часть оставалась, в основном, без изменений, только проезжая часть проспекта была расширена до 12 метров и устроены тротуары. Между ул. Герцена и ул. Володарского было решено срыть зеленый склон посередине улицы до верхнего проезда и оформить его подпорной стеной.
Проект северной части пр. Дзержинского включал в себя обработку холма, замыкающего проспект и устройство ромбовидной площади западнее холма. На верхней точке холма, видимой с большей части проспекта, было решено поставить массивный памятник Ф. Э. Дзержинскому. Весь холм террасировался и обрабатывался газонами, цветниками и лестницами. Холм трактовался исключительно как постамент памятника «пламенного революционера».
Вход в Курортный парк оформлялся архитектурно наиболее богато. Он начинался снизу двумя большими скульптурами и площадкой с полукруглыми бассейнами. Выше шел ряд из 6 круглых фонтанов, по сторонам которых находились узкие лестницы. Они заканчивались просторной площадкой с цветниками с боковыми беседками. Далее шла широкая лестница, обрамленный с двух сторон каскадами и широкими газонными откосами с терренкурами (для возможности подъема без лестниц). Весь ансамбль завершался полукруглой колоннадой с десятью колоннами ионического ордера 7-метровой высоты, полукруглой лестницей и большим центральным фонтаном. От Колоннады в разные стороны вели 8 радиальных дорожек в парк. Холм, ведущий к «Красным камням», венчался скульптурой. Вся припарковая часть проекта решалась в максимальном количестве зелени, воды и цветов. Затраты на реконструкцию всего проспекта выражались в 1,2 млн. рублей.
Реализованный в действительности проект реконструкции пр. Дзержинского был заметно сокращен. Памятник на холме установлен не был. Ныне существующий памятник Ф. Э. Дзержинскому (скульптор Г. В. Нерода, архитектор Д. П. Фомин) на проспекте в сквере, между ул. Ленина и Герцена, был сооружен в 1957 году, по случаю 80-летия со дня рождения «железного Феликса».
Проект входа в Курортный парк был изменен лишь немного. Было сокращено количество цветников, ионический ордер колоннады заменен на более простой, тосканский. Поставлены скульптуры на верхней площадке.
Подобная колоннада с фонтаном в центре была создана архитектором Н. Н. Семеновым в 1912 году на вершине холма у источника № 4 в Ессентуках. В качестве образца для нее он взял беседку-полуротонду в древнегреческом стиле, которую создал в 1842-1843 г.г. крымский архитектор В. Гунт по проекту замечательного петербургского зодчего, академика Андрея Ивановича Штакеншнейдера (1802-1865) на величественной Крестовой скале, украшая парк при императорском дворце Николая I в крымском имении Ореанда под Ялтой. Ессентукская колоннада получила имя своего прототипа «Ореанда». Крымская беседка «Ореанда» вдохновила и архитектора Л. С. Залесскую. Интересно, что у крымской полуротонды было 8 колонн, у ессентукской - 9, а у кисловодской, самой большой и высокой, - 10 колонн.
Вверху были установлены капельные водопады, и несколько круглых бассейнов. От второй площадки лестница расходится по обе стороны круглых водоемов - в середине каждого из них расположен фонтан.
Почтовая карточка. Изд. Орджкрайфототрест. Пятигорск.
Продолжение публикации:
http://www.etoretro.ru/pic79508.htm