Златоглавый Свято-Никольский собор имеет долгую, почти двухвековую историю. При создании в середине 1820-х годов Солдатской слободки обширное место между ней и кисловодской крепостью было отведено под Базарную площадь, где ежедневно собиралось множество людей, местных и приезжих. Помимо оживленной торговли здесь происходил обмен новостями, оглашение важных указов, массовые собрания и празднества, а также публичные наказания. На площади проводились смотры и военные парады местного гарнизона. Она была настоящим центром общественной жизни растущего селения.
На протяжении долгих лет Солдатская слободка не имела постоянного храма Вероятно, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая православная церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А. В. Суворова.
К началу 1830-х годов стала ощущаться настоятельная потребность приходского храма для быстро растущей Солдатской слободки. В 1833 году пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, видимо, исполняя некий святой обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. По первому браку благодетельница была женой известного георгиевского аптекаря Ивана Соболева, исследователя и первопоселенца Горячих Вод, помощника доктора Ф. Гааза. Рано овдовев, богатая домовладелица к 1818 году вышла замуж за подполковника Василия Толмачева, предводителя георгиевского дворянства.
Проект небольшого деревянного храма на сотню человек на основе «образцовых планов» составил опытный архитектор КМВ Джузеппе Бернардацци, который вместе с братом Джованни также и наблюдал за его постройкой в 1834 году. Деревянный однокупольный храм, обшитый досками, представлял собой простую однонефную базилику с двухскатной крышей и высоким световым куполом. Церковь была строго ориентирована по линии запад-восток. Новая приходская церковь была освящена во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского, небесного покровителя царствующего в то время российского императора Николая Первого, хотя некоторое время ее называли просто «церковью Толмачевой». Известно, что у правого клироса церкви находился большой образ «Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного» в вызолоченном окладе и с надписью на финифти. Этот образ был пожертвован анонимным посетителем Кислых Вод еще в 1831 году. Среди икон было несколько, подаренных в благодарность от исцеленных местными минеральными водами.
Первым настоятелем этой церкви стал священник Иоанн Смыслов, которому вскоре было отведено место для постройки дома рядом с храмом. В середине XIX века протоиереем был вдовец Стефан Носичевский, трагически потерявший жену и 7 детей. Деревянная церковь прослужила более полувека, играя важную роль в духовной жизни слобожан. В июле-августе 1858 года в Кисловодске лечился известный епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне прославленный как российский святой. Он несколько раз посещал Никольскую приходскую церковь, выступая с поучением к простому народу. А в августе 1877 года в храме отпевали известного русского поэта Дмитрия Петровича Ознобишина (1804-1877), который погиб в Кисловодске, выпав из опрокинувшейся конной коляски. Он не раз лечился в Кисловодске и посвящал ему стихи. Тело талантливого поэта, внука и наследника знаменитого грека Варвация, было захоронено на местном кладбище, а позднее перевезено в фамильный склеп симбирского поместья Ознобишиных.
С увеличением прихода в слободке Кисловодской маленькая церковь становилась все более тесной. Уже к 1850 году по праздничным дням она с трудом вмещала и половину прихожан. Слобожане решили построить новый каменный храм, рассчитанный на 500 человек. Однако сбор пожертвований шел очень медленно. Лишь к концу 1879 года была, набрана сумма, достаточная для начала строительства каменной церкви. 4 декабря 1879 года слободская община решила начать сооружение нового храма ранней весной 1880 года, сразу после утверждения проекта и сметы церкви Строительным отделением Терского областного правления во Владикавказе и получения разрешения Кавказского епископа в Ставрополе. Ходатаем кисловодчан выступил благочинный о. Димитрий Попов. Тогда же слободское общество избрало трех попечителей по постройке церкви, которые немедленно приступили к делу, начав подготовку к подрядным торгам. Одним из попечителей был казачий полковник Илья Сафонов. Летом 1880 года начальник Терской области генерал А. П. Свистунов одобрил инициативу Кисловодскиx поселян и заявил, что «новую церковь приличнее всего поставить на мосте крепости, где находились казармы артиллерийской части, ибо тогда изящной архитектуры храм служил бы лучшим украшением курортного парка».
Строительство началось только весной 1883 года, после дополнительного сбора средств и получении разрешении гражданских и духовных управлений. Сооружение каменного храма началось рядом со старой деревянной церковью, которая позднее была разобрана, передана казакам станицы Михайловской.
Строительством нового храма руководил военный инженер полковник В. И. Афиногенов, который, возможно, был и автором утвержденного проекта. С целью удешевления стоимости постройки производство кирпича для храма в местных условиях наладили грек Е. К. Топалов и осетин Дзасохов. Спустя пять лет сооружение храма было завершено. Его освящение состоялось 22 октября 1888 года. Среди почетных гостей, приглашенных на освящение, был и областной архитектор М. А. Сурмиевич. В этом году Россия отмечала 900-летие принятия христианства на Руси. Отделка храма продолжалась еще несколько лет. Говорят, что в художественном оформлении новой церкви участвовали известные русские художники. Храм имел три придела. Главный был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, южный - Михаила Архангела, а северный — Благоверного Великого князя Александра Невского. Юго-восточнее от входа находилась деревянная двухъярусная колокольня под четырехскатной крышей.
Трехъярусный крестово-купольный кирпичный храм на каменном основании был сооружен в так называемом «византийском» стиле. Он имел почти кубический объем, на пониженных углах которого располагались небольшие звонницы. Главный купол на световом барабане находился на пересечении двух основных цилиндрических сводов (рукавов) храма. Подкупольные барабаны были оформлены в виде высоких арок на его гранях. Все главы с крестами были грибообразной формы. Западный и боковые фасады имели высокие арочные порталы с архивольтами (закомары). К порталам прилегали низкие крыльца с двухскатной крышей. Верхние ярусы фасадных порталов были украшены проемами в виде аркад и разделялись выступающим, карнизом. Средний ярус по всему периметру здания был декорирован сдвоенными полуколоннами. По углам здания были прорезаны узкие арочные окна. Восточный алтарный фасад имел многогранную апсиду. Наружные стены храма были оштукатурены, отчего храм часто называли «белым». Его купола были небесно-голубыми.
Место прежней церкви было ограждено и засажено деревьями. Часть тенистого сквера занимал дом священника, а также некрополь, где погребались местные священнослужители и наиболее известные прихожане. Среди последних здесь находись семейные погребения Сафоновых и Ярошенко, которых отпевали в этой церкви. Многие кисловодчане были здесь крещены, повенчаны и отпеты. В 1900-1901 г.г. западнее церкви была сооружена отдельно стоящая пятиярусная каменная колокольня, оформление и размеры которой полностью соответствовали архитектурному стилю и пропорциям церкви. Вероятно, автором проекта колокольни был терский областной архитектор Ф. А. Ковалев. Колокольня и церковь, находящиеся на одной оси симметрии, составляли единый ансамбль. Весной 1915 года городской архитектор Д. Т. Шантгай составил проект на соединительную постройку от входа в храм до колокольни. Но осуществлен этот интересный проект не был.
К 1908 году большой трехпридельный храм с колокольней получил статус собора. Настоятелями храма до 1917 года были священники Димитрий Семяновский, Гавриил Покровский, Александр Касимов и другие. Протоиерей Петр Стефановский служил в Никольском соборе до его разрушения. При храме был собран прекрасный хор, которым руководил регент А. П. Полтавцев. Летом 1902 года в церкви состоялось второе венчание известного русского художника М. В. Нестерова. 13 июня 1905 года здесь отпевали известного русского писателя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), умершего на кисловодской даче брата. В апреле 1915 года в соборе отпевали протоиерея Алексия Петровича Мальцева (1854-1915), выдающегося русского священника, сыгравшего большую роль в укреплении Русской православной церкви в Западной Европе, основателя берлинского Православного братства во имя святого князя Владимира. Он скончался в Кисловодске 15 апреля 1915 года.
В сентябре 1936 года по распоряжению советской администрации кисловодский собор был взорван, а на его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко. Бывшая Соборная площадь получила название Красной. В 1950-х годах в западной части сквера, посреди огромной клумбы, был установлен типовой памятник Ленину, который простоял здесь около 20 лет. Но свято место пусто не бывает. В конце 1980-х годов началось возрождение храма. Весной 1991 года был образован Свято-Никольский приход, который по благословению ставропольского митрополита Гедеона получил помещение для устройства временной церкви. 12 сентября 1993 года состоялась закладка нового собора. Архитектурный проект храма, похожего на прежний собор, но большего размера, разработал зодчий В. Б. Свинцицкий. Величественный двухэтажный Свято-Никольский храм на 3500 человек украшен шлемовидными куполами и достигает высоты 54 м. Боковые приделы верхнего храма освящены во имя Святителя Алексия и Благоверного Великого князя Александра Невского, небесных покровителей патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. Нижний храм посвящен Святым Ново-мученикам и Исповедникам Российским. Регулярные богослужения в нижнем храме начались с 8 февраля 1999 г., а в верхнем - со дня Пасхи 2000 года.
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
|