В 1832 году станица Кисловодская была причислена Кавказскому линейному казачьему войску с единым военным командованием. Из мемуарных материалов известно, что в 1835 году в мае-августе в Кисловодской станице находился руководитель топографической миссии, будущий генерал-лейтенант, командующий войсками правого крыла Кавказской линии и Наказной атаман Черноморского казачьего войска Г. И. Филипсон с целью разработки и уточнения топографических карт этих мест.
14 февраля 1845 г. вышло «Положение о Кавказском линейном казачьем войске». В соответствии с ним из единого ранее Волгского полка был выделен 2-й Волгский полк. Станица Кисловодская была закреплена за этим полком. В то время в станице Кисловодской проживало «273 души мужского пола». В составе 2-го Волгского полка Кавказского линейного, а потом Терского казачьего войска кисловодские казаки принимали участие во многих боевых операциях и войнах России, охраняли южные рубежи на Кавказе и других частях страны, за что награждались многими почетными peалиями и наградами. Казаки станицы Кисловодской служили и в Конвое Его Императорского Величества в Петербурге.
Казачество не только охраняло земли, прилегающие к курорту и слободе, но и обеспечивало отдыхающих и первых слобожан сельскохозяйственной продукцией. Правительство предпринимало меры по укреплению станицы и увеличению ее населения. В 1850-е годы сюда переводились переселенцы с разных мест. Названия старинных станичных улиц говорят о том, откуда прибыли переселенцы: Киевская, Украинская, Полтавская. В станице появились носители украинских фамилий. Допускалась приписка к казачьему сословию солдат и военнопоселенцев. Были даже такие случаи, когда один из братьев переходил в казаки, а другой оставался солдатом.
К середине XIX века в станице проживало уже более пятисот человек, и в ней появилась православная община, которая первоначально, по-видимому, совершала богослужения во временном молельном доме. Кисловодская станица и территориально разделилась по вероисповеданию. В северной и северо-восточной старой части проживали старообрядцы, а в новой южной и юго-западной — главным образом, православные станичники. С разрешения тифлисского Обер-Священника Кавказского Отдельного Корпуса, которому подчинялись все церкви Линейного Казачьей войска, в 1852 году в южной части общей станичной площади, против старообрядческого храма, на средства православных станичников была возведена небольшая деревянная церковь с колокольней, освященная в сентябре во имя Воздвижения Креcта Господня. В 1858 году епископ кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне причислен к сонму российских святых, посетил Крестовоздвиженскую церковь и бесед православными станичниками. По данным старожилов, во второй половине XIX века при церкви была устроена каменная колокольня, служившая также и обзорной вышкой. Церковь была ограждена высоким каменным забором с бойницами, который сохранялся до 1910-х годов.
Предполагается, что во второй половине XIX века указанные общины верующих в количественном отношении стали примерно равными. Можно назвать фамилии первопоселенцев среди старообрядцев: Беспаловы, Голубевы, Гаевские, Князевы. Кузнецовы, Кудряшовы, Мельниковы, Малофеевы, Обуховы, Поляковы, Попадьины, Прокоповы и другие. Известны фамилии ранних православных семей: Бакуны, Башта, Белогубовы, Бочаровы, Бурапкие, Гегины, Голубевы, Гордиенко, Дводненко, Дценко, Емельяненко, Замчалко, Злобины, Калашниковы, Князевы, Кузнецовы, Козьменко, Коротенко, Кургузовы, Липиевы, Малиновские, Маломужевы, Манагарины, Мельниковы, Метлицкие, Панфиленко, Пасенко, Пензелевы, Пивопаровы, Портянко, Пушкаревы, Пушкаревские, Рудики, Ромащенко, Рубановы, Святогоровы. Этот перечень далеко не полный. Примечательно, что одни и те же фамилии встречаются и среди старообрядцев, и среди правосланных. Это или родственники, или однофамильцы. Смешанные браки между представителями этих конфессиональных направлении совершались редко.
О воинских занятиях станичников свидетельствуют названия улиц: Пороховая, Артиллерийская, Окопная, Крепостная, Редутная и другие. Все эти топонимы повествуют о нелегком ратном труде казаков и их постоянной готовности к отражению вылазок и нападений на мирное население. Служба казаков делилась на полевую и внутреннюю и продолжалась сначала официально до 50 лет, потом установленные сроки постепенно сокращались. Но фактически казаки продолжали служить всю жизнь. Полевая служба состояла в содержании постов и караулов на Линии. Казаки выставляли также резервы для подкрепления военных экспедиций против горцев. Во время походов часто были значительные потери. Внутренние служебные задачи заключались в охране станицы и земельных наделов, дежурствах при станичном правлении, сопровождении арестантов и т.п. За службу казаки имели право пользоваться установленными для мужчин нормированными и достаточно большими земельными наделами, не платили податей, не поставляли рекрутов, имели льготы в приобретении соли, рыбной ловли и другие. Получали казаки и денежное вознаграждение.
В казачьих семьях старались соблюдать старинные обряды и традиции. Неукоснительно почитались возрастная иерархия и глава рода. С 16-17 лет казачата начинали исполнять станичные обязанности. С 20-21 года они приступали к прохождению действительной службы. Одежду носили кавказского образца, переняв ее у горцев. В 1831 году кавказская казачья форма была утверждена законодательно. Станичники занимались в основном скотоводством, земледелием, садоводством и огородничеством. Ремесла, ввиду занятости мужского населения военной службой, развивались мало. Женщины традиционно ткали холсты, вышивали, вязали.
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
|