Пожалуй, самым красочным и богатым по составу и разнообразию растений, в том числе экзотических, цветником Кисловодска был тот, который с конца XIX века находится в парадном дворе (курдонере) Нарзанной галереи с западной стороны. Западная сторона протяжённой Нарзанной галереи с открытыми стрельчатыми арками и длинными ступенями во второй половине XIX века была главным входом для посетителей источника Нарзан. Поэтому долгое время этот сквер, периодически посыпаемый песком, оставался свободным, за исключением двух небольших угловых «зелёных участков», где росли высокие пирамидальные тополя и другие деревья, посаженные после 1858 года, когда завершилось строительство монументальной Нарзанной галереи с ваннами по проекту зодчего С. Уптона. Тем более что в южной части этого сквера в 1849-1858 годов находились временные деревянные Нарзанные ванны.
Решение разбить большой цветник в курдонере Нарзанной галереи возникло в 1894 году, когда в центре сухого песчаного сквера было запланировано размещение самого красивого и дорогого из трёх первых фонтанов нового Лермонтовского водопровода. Для этой цели в 1895 году был закуплен и установлен изящный бронзовый фонтан «Лягушки», изготовленный по заказу министерства государственных имуществ (которое тогда управляло курортами КМВ) на Петербургском частном заводе Сан-Галли, по оригинальным эскизам художников этого предприятия. Соответствующий цветник вокруг самого красивого фонтана на КМВ был спроектирован в регулярном «французском» стиле тогдашним архитектором Вод О. Тибо-Бриньолем и главным садовником Вод К. К. Бистерфельдом, который и распланировал его к сезону 1896 года.
Фигурная чаша фонтана занимала в цветнике центральную позицию. Осевую продольную линию образовывала прогулочная дорожка, огибающая кольцом фонтан и пересекающая с двух сторон от него поперечными отрезками. Дорожки были подсыпаны песком и ограничены вертикально вкопанными каменными плитками прямоугольной формы. Со стороны улицы цветник был отделён сначала упрощённой сетчатой оградой, а затем декоративной металлической решёткой с рисунком в готическом стиле. По краям дорожек стояли садовые скамейки. В секторах между дорожками и оградой размещались партеры с прихотливыми цветочными узорами в духе барокко. В этих партерах произрастали весьма экзотические растения: эхеперий, сизолистые мексиканские агавы, жестколистые калифорнийские юкки, бегонии, финиковые пальмы; позднее высаживались бананы. Кроме этого, простенки между арками фасада галереи были украшены вьющимися растениями, создавая дополнительный живописный фон для цветника.
Состав и насыщенность растительности цветника менялся в различные периоды его развития и времени года. Цветник перед галереей стал одним из самых красивых и популярных уголков курорта, который с большой охотой и выгодой часто фотографировали местные и заезжие «мастера светописи». Открытка с видом действующего фонтана в цветнике у Нарзана стала одной из визитных карточек Кисловодска, его привлекательной рекламой.
Перед проведением первого зимнего курортного сезона в 1910 - 1911 годов в помещении застеклённой Нарзанной галереи был создан зимний сад, являвшийся своеобразным продолжением открытого цветника в курдонере галереи.
В советское время, к 1930 году растения в цветнике сильно разрослись, изменив прежний вид всей местности. Цветник стал походить на ботанический сад. На протяжении ХХ века цветник перед галереей несколько раз менял свой облик за счёт периодического обновления деревьев, кустарников и растений различных пород. Ныне цветник в курдонере Нарзанной галереи с неизменным бронзовым фонтаном продолжает свою жизнь в очередной ипостаси, характерной для современной ландшафтной архитектуры.
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
Продолжение:
http://www.etoretro.ru/pic68651.htm .