Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Каждый, впервые приезжающий в Кисловодск, выходя с вокзала, невольно обращает внимание на величественное здание роскошной архитектуры, окружённое мощной подпорной стеной. Подобно средневековому замку, оно царит над городом. Его светлые купола видны из разных уголков Кисловодска и являются приметным ориентиром. Ни один курорт России не имеет такого монументального здания курзала. Оно служит символом Кисловодска, его своеобразной "визитной карточкой", который навсегда остаётся в памяти его гостей.
Для удобного сообщения строящегося вокзала Владикавказской железной дороги (ВЖД) с центром курорта и старыми кварталами Кисловодской слободы в северном отроге Крестовой горы, который был ранее приобретён Обществом ВЖД, в 1892-1893 годах были пробиты лве большие дороги - проезжая (ныне улица Вокзальная) и пешеходная (ныне проспект имени К. Маркса). Между ними образовалась изолированная пустынная возвышенность. Обочины этих дорог были довольно неприглядны. Между тем постройка Минераловодской ветви дала мощный импульс для капитального строительства в регионе КМВ, так как существенно возрос поток приезжающих больных, а также облегчилась доставка строительных материалов для возведения больших капитальных сооружений. Стремясь привлечь к новой железной дороге посетителей КМВ, правление Общества ВЖД в 1892 году решило на конечной станции Кисловодск по примеру первой железной дороги Петербург - Павловск (1838), крупный-культурно-развлекательный комплекс («новое Тиволи»), построить так называемый Курзал («Курортный зал»). Как указывало правления Общества ВЖД, «устройство увеселительного Курзала на конечной станции Кисловодск Минераловодской ветви главным образом имеет целью привлечения публики с соседних станций и развитие, таким образом, движение по ветви в местном сообщении. Курзал имеет служить местом отдыха и развлечения публики, посещающей КМВ и охотно навещающей Кисловодск, ради прекрасных свойств Нарзана и живописной местности». С этой целью правление ВЖД летом 1892 года поручило своему молодому архитектору Валериану Гусеву разработать проект Курзала для Кисловодска на пустынной возвышенности западнее нового вокзала. Эскизный проект двухэтажного Курзала с концертным залом на 600 человек был составлен В. В. Гусевым к осени 1892 года. 25 сентября этот проект (главный фасад, поэтажные планы и разрезы) был утверждён в Департаменте железных дорог, но с целым перечнем замечаний. Следовало уточнить глубину здания, толщину стен, ввести каменные столбы в вестибюле, лестницы из несгораемого материала, сделать прочностные стропил, колонн, и пр. Особые нарекания вызвал неуклюжий фасад Курзала в эклектическом стиле. Фасад был признан «неудачным и пёстрым» и рекомендован к пересоставлению. Зодчий Гусев занялся подробной разработкой проекта. Осенью 1893 года он был командирован правлением ВЖД на КМВ «для выработки проекта Курзала в Кисловодске». Следует отметить, что в разработке проекта Курзала принимали участие инженер ВЖД М. С. Кербедз (проектирование и расчёт стропил Курзала, устройство перекрытия Концертного зала и пр.), старший архитектор Министерства путей сообщения Михаил Васильевич Лаврентьев и другие специалисты. В итоге рабочий проект Курзала, который был завершён лишь осенью 1894 года, значительно отличался от первого эскизного проекта. В сентябре 1893 года молодой гражданский инженер Евгений Дескубес был принят на работу в Общество ВЖД «для технических занятий по должности производителя работ строящейся Минераловодской железнодорожной ветви». Ему было поручено, главным образом, строительство кисловодского Курзала, которое велось, согласно документам, с осени 1894 до лета 1897 годов. Очевидно, что в процессе работы зодчий Е. И. Дескубес внёс ряд серьёзных изменений и дополнений в окончательный проект Курзала, в результате чего здание приняло существующий облик. В строительстве Курзала принимал деятельное участие и главный инженер Н. Э. Кордес, работавший в Службе зданий и сооружений Минераловодской ветви ВЖД и руководивший кисловодским участком дороги.
Вершина изолированной возвышенности между двумя дорогами, западнее вокзала, была срыта и превращена в огромную ровную площадку, с восточной и южной стороны которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с широкими лестницами и пристроенными помещениями. Нахождение объекта близ железной дороги существенно упрощало доставку строительных материалов, техники и оборудования. Крупные каменные блоки из местного доломита для ансамбля Курзала добывались и обтёсывались на особой каменоломне под Кисловодском, которая даже получила название Курзальной. Заготовкой блоков занимался местный каменных дел мастер Томас Тимофеевич Рафаэлли. Жёлтый кирпич доставлялся с кирпично-черепичного завода Л. В. Штейнгеля и В. И. Грозмани во Владикавказе. В первую очередь строилась северная часть Курзала, где планировался ресторан с кухней и подземным хозяйственным двором. Сооружение огромного здания Концертного зала велось на последнем этапе. Все здания были вчерне отстроены в конце 1895 года, о чём указывает дата на фасаде.
Строительство Курзала, 1895 год. Фотография из фотоальбома «Кисловодск». М., «Планета», 1982 год.
Текст здесь, ниже и в других публикациях из книги С. В. Боглачёва и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
В середине августа 1895 года, уже в конце сезона, открылась первая часть Курзала - ресторан с кухней, содержателем которого стал А. Л. Шавгулидзе. Однако вскоре выяснилось, что помещения кухни тесны и их следует расширять. Основные строительные и отделочные работы продолжались до 22 июня 1896 года, когда состоялось настоящее открытие нового Концертного зала, хотя полностью все отделочные работы в Курзале были завершены только к сезону 1897 года. Первое же театральное представление (оперетта) состоялось в театре Курзала 15 июля 1896 года. Полное сооружение Курзала обошлось Обществу ВЖД почти в миллион царских рублей.
Архитектурный ансамбль Курзала из жёлтого кирпича и местного камня построен в эклектическом стиле - в формах, характерных для французского ренессанса, с обилием разнообразных декоративных деталей. Ансамбль образован несколькими зданиями, которые занимают Концертный зал и ресторан с кухней. Они связаны между собой одноэтажными переходами. Все здания находятся на широкой и ровной площадке, с восточной и южной сторон которой была возведена мощная подпорная стена из каменных блоков с балюстрадой и террасами, а также внутренними помещениями. В плане здания образуют незамкнутое каре с внутренним двориком (курдонером), открытым к главному зданию вокзала, куда ведёт широкая восточная лестница. Этим подчёркивалась органичная связь вокзала и Курзала, входящих в единый комплекс гражданских сооружений Владикавказской железной дороги в Кисловодске. «Фасад Курзала со стороны Пассажирского здания». Из альбома постройки Курзала на ст. Кисловодск Владикавказской железной дороги. Издание Правления Владикавказской ж.д. Владикавказ, 1900 год.
Другая, южная лестница, с 33-мя ступенями, подводит с привокзального спуска (ныне проспект имени К. Маркса) к главному и крупнейшему зданию Курзала, которым является Концертный корпус, расположенный в южной части ансамбля. Фото М. Ф. Мясина, 1915 год.
Его парадный фасад обращён на запад, к старинному центру курорта, величественный входной портал с просторным вестибюлем образован двумя мощными угловыми башнями и центральным ризалитом. Прямоугольные трёхярусные башни с выступающим карнизом на модульонах увенчаны высокими четырёхгранными французскими куполами с чешуйчатым покрытием и мансардными слуховыми окнами под треугольными сандриками. Эта пара светлых и крутых куполов напоминает двугорбую вершину Эльбруса. Двухярусный ризалит с широким балконом и собственной коробовой крышей отличается обилием оконных и дверных арочных проёмов, которые украшены рустованными наличниками с высокими замковыми камнями. Из альбома «Виды Кавказа». Мастерские Ф. Н. Гадаева и Г. И. Раева.
Северная часть ансамбля Курзала представлена двумя схожими двухэтажными корпусами. Западное здание заключает в себе ресторан с номерами, а восточное - кухню. Они имеют одинаковые мансардные крыши с круглыми слуховыми окнами под треугольными сандриками. Фотография Г. И. Раева.
Ансамблевость зданий Курзала подчёркивается схожими французскими куполами, единой горизонтальной тягой на уровне второго этажа и одинаковой формой обработки оконных проёмов (рустованные наличники с замками и веерными розетками) и углов этого этажа (трёхчетвертные колонки). Говорят, что здание похоже на знаменитое Казино в Монте-Карло.
В единый архитектурно-ландшафтный ансамбль зданий Курзала входили цветники, Музыкальная раковина, танцплощадка и летняя эстрада, летняя веранда с навесом для ресторана, а также большой детский парк, к которому вёл северный ажурный мостик. По отзывам путешественников, кисловодский Курзал вполне мог бы украсить любую столицу Европы. Вход публики на территорию курзала для «увеселения и развлечений» был платным. Днём в раковине играл оркестр, на летней эстраде выступали различные артисты. К услугам публики служили читальня, бильярдные, комнаты для игры в карты и прочее. Одним из первых заведующих Курзалом был В. И. Томашевский.
Театрально-концертный зал, рассчитанный на 650 зрителей, с балконом и колоннами, был роскошно отделан внутри бархатом, бронзой и художественной лепниной, барельефными портретами Глинки, Чайковского, Бетховена, Верди и Моцарта.
Хорошо оборудованная глубокая сцена была украшена занавесом работы художника Саллы. Фотография из книги «Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу», Г. Москвич. Санкт-Петербург, 1913 год.
В фойе были выставлены картины крупнейших русских и зарубежных мастеров. «Вестибюль». Из альбома постройки курзала на ст. Кисловодск Владикавказской железной дороги. Издание Правления Владикавказской ж.д. Владикавказ, 1900 год.
Эксплуатацию театра Правление ОВЖД поручило антрепренеру Тифлисского театра Виктору Людвиговичу Форкатти. Во время курортного сезона представления в театре давались не менее 4 раз в неделю. В курзале проходили концерты, оперные и драматические спектакли с участием известных артистов и музыкантов России и Европы. На его сцене выступали: В. М. Комиссаржевская, М. Г. Савина, Ю. М. Юрьев, К. А. Варламов, В. И. Качалов, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Дм. Смирнов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Н. В. Плевицкая, Вяльцева, Варя Панина, Пронская, Е. Гельцер, М. М. Фокин, Адамо Дидур, Ян Слезак, Маттиа Батистини и многие другие. Симфонический оркестр Курзала насчитывал 80 человек. Им дирижировал И. Глазунов, Л. П. Штейнберг, М. М. Ипполитов-Иванов, В. И. Сафонов и другие. Кисловодский зодчий Э. Б. Ходжаев, хорошо игравший на флейте, слыл большим любителем и знатоком симфонической музыки и с конца XIX века состоял рецензентом Курзала. «Вид на ложи нижнего яруса». Фотография из альбома постройки Курзала на ст. Кисловодск Владикавказской железной дороги. Издание Правления Владикавказской ж.д. Владикавказ, 1900 год.
В 1907 году арендатором ресторана был Габуния, затем снова Шавгулидзе. К осени 1913 года ресторан содержал Востряков. Перед революцией в ресторане «Курзал» давались обеды и ужины a la carte; вечерами играл итальянский струнный оркестр под управлением Джузеппе Фальконе. При ресторане действовала летняя веранда и бильярдная. Из альбома постройки курзала на ст. Кисловодск Владикавказской железной дороги. Издание Правления Владикавказской ж.д. Владикавказ, 1900 год.
В годы революции и Гражданской войны в Курзале проходили различные политические собрания. В советское время Курзал принадлежал Орджоникидзевской (Северо-Кавказской) железной дороге и продолжал быть очагом культуры КМВ. Ныне здесь помещается Государственная филармония на КМВ, которая имеет два концертных зала - старинный Большой имени Сафонова и современный Малый имени Скрябина. В советское время была произведена надстройка верхнего яруса театрального зала, что значительно увеличило высоту прежнего концертного корпуса. В 1931 году в перестроенных номерах Курзала был открыт корпус санатория имени А. А. Андреева на 200 коек, для рабочих и служащих железных дорог. В годы войны здесь разменялся госпиталь. Ныне здесь находится гостиница Госфилармонии. Кисловодский Курзал - «храм искусств» - связан с самыми яркими событиями артистической жизни на КМВ минувшего века. В 1965 году в здании Курзала открылся Музей музыкальной и театральной культуры. Основателем и первым директором музея стал известный искусствовед КМВ Борис Матвеевич Розенфельд. Когиз Кисловодск.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Кисловодск. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Кисловодск? Разместите не менее 30 старых фотографий города Кисловодск с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Кисловодск". Подробнее >>