Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Все дороги Кисловодска ведут к Нарзану. Одной из самых известных улиц города является Курортный бульвар. Он ориентирован строго меридиально и идёт от площади у Дома связи до северного входа в Нарзанную галерею. Глядя на карты Кисловодска, можно заметить, что этот прямой бульвар похож на длинное древко стрелы, обращённой на юг, каменным наконечником которой является Нарзанная галерея с драгоценным источником на острие. За свою двухвековую историю бульвар семь раз менял своё название.
В начале XIX века здесь проходил завершающий участок дороги от Горячих вод на Кислые. Уже по замыслу генерала Г.А. Емануеля вдоль этой дороги планировалось размещение первых кварталов нового курортного поселения. Идея была сохранена и в дальнейшем. Между первым и вторым, третьим и четвёртым кварталами плана, Высочайше утверждённого 26 марта 1836 года, архитектором Джузеппе Бернардацци спроектирован прямолинейный бульвар длиною в 200 сажен. Сметные расчёты были вскоре утверждены корпусным командиром бароном Г. В. Розеном, и сумма в объёме почти 1600 рублей ассигнациями выделена из средств, собираемых с посетителей за пользование ваннами.
Работы по разбивке бульвара, подобного пятигорскому, начались по распоряжению генерала А. А. Вельяминова 24 августа 1836 года и продолжались до июля 1837 года. Во всю длину бульвара по обе стороны учёный-садовник Людвиг Джерсей осенью 1836 года посадил 400 деревьев. По существовавшим правилам между двух тополей сажалось одно липовое дерево. В создании бульвара участвовали солдаты 3-го Кавказского линейного батальона, по полсотни человек ежедневно. Официально всякие строительные работы на бульваре были прекращены осенью 1841 года, когда он был обнесён барьером. Однако к середине 1840-х годов значительная часть деревьев, особенно лип, не прижилась и засохла.
При первом кавказском Наместнике князе М. С. Воронцове поредевшие посадки в 1847-48 г.г. были по его инициативе обновлены и высажено 200 бельбекских (крымских) пирамидальных тополей и 100 лип. Таким образом, число высоких тополей стало вдвое больше. По этой причине Курортный бульвар с удивительно красивыми деревьями обрёл новое название - Тополевая аллея, которое носил до начала советского времени. Некоторые посетители Кислых Вод именовали Тополевую аллею на немецкий лад аллеей Унтер-ден-Папельн («Под тополями»).
Тополевая аллея достаточно часто отражена в произведениях искусства и особенно часто фиксировалась на фотографиях конца XIX - нач. ХХ веков. В конце XIX столетия бульвар и идущие от него по сторонам проезжие дороги были замощены, а в 1915-16 г.г. - асфальтированы. Благоустройство аллеи возлагалось на владельцев ближайших усадьб. Они с пониманием отнеслись к подобному обременению, и если не могли выполнить работу сами, то платили Управе соответствующую сумму.
Вблизи аллеи по её сторонам располагалось несколько приусадебных садов, скверов и цветников. Так, небольшой сад прямоугольных очертаний имелся возле дачи Понятовской. Он показан на плане курорта в 1887 года. Внутренний дворовый сад был у гостиницы Зипаловых «Россия». Большой цветник, состоящий из нескольких участков, был создан у здания Главных нарзанных ванн в начале ХХ века. В связи со строительством этих ванн часть Тополевой аллеи была перепланирована. В самой низменной части аллеи, северо-западной, в 1890-х годах был устроен большой Деловой двор Управления КМВ, где находились кузнечно-слесарные мастерские, склады нарзанного завода, паровые котлы, электростанция для курорта и пожарно-обозный сарай. В 1904 году по восточной дороге Тополевой аллеи были проложены рельсы грузового трамвая (от Разливной при Нарзанной галереи до Делового двора и товарной станции железной дороги), который функционировал и в советское время.
Оставаясь популярным и показательным городским объектом до конца дореволюционного периода, аллея изрядно пострадала в период Гражданской войны в 1918 году. В советское время главнейшая и красивейшая улица города не раз меняла название и облик, отражая политические веяния.
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Кисловодск. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Кисловодск? Разместите не менее 30 старых фотографий города Кисловодск с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Кисловодск". Подробнее >>