по существу первая паровая императорская яхта — служила четырем императорам: Николаю I, Александру II, Александру III и Николаю II.В честь жены Николая I императрицы Александры Федоровны 30 декабря 1831 года заложили 6-пушечный колесный пароход получивший имя имя «Александрия». Его проектировал и строил на Охтинской верфи В. Ф. Стоке. Двухмачтовая «Александрия», спущенная на воду 4 июля 1832 года, имела длину 35,7 м, ширину 6,1 м и паровую машину мощностью 90 л.с. Она служила в качестве яхты императорской фамилии до 1851 года, когда стала называться вооруженным пароходом «Тосна», и под этим именем прослужила в Балтийском флоте до конца 1853 года.
6 ноября 1850 года у острова Эзель разбился колесный пароход «Петергоф», шедший в Кронштадт из Англии, где он строился для дальнейшей службы в качестве «яхты государя императора». Узнав о гибели «Петергофа», Николай I распорядился заказать в Англии другой пароход, не дожидаясь получения причитавшейся России страховой премии.
6 мая 1851 года состоялась церемония закладки царской яхты, 5 августа состоялся торжественный спуск «Александрии» на воду. 23 октября на Темзе близ Грейвсенд провели испытания «Александрии». При осадке 1,22 м она показала скорость хода 13,95 уз (больше, чем у самого быстроходного парохода темзенской линии — «Jupiter»). После зимовки в Ост-Индских доках «Александрия» пришла в Кронштадт (с английским экипажем под командой английского капитана Т. Поля) 31 мая 1852 года. После проведения окончательных испытаний в России 1 июня 1852 года яхту включили в состав судов Гвардейского экипажа, переведя на нее опытный экипаж с парохода «Невка» во главе с его командиром капитаном 1 ранга А.Беляниным. 14 июня император Николай I совершил на яхте свой первый поход в Кронштадт.
С этого дня началась более чем полувековая служба яхты. Ее исключили из списков флота только 31 октября 1906 года.
|