Гастроли Федора Ивановича Шаляпина в Кисловодском Курзале — золотые страницы музыкальной и театральной истории курортов. Здесь им спеты почти все «коронные» партии оперного репертуара, а на концертах в галерейных театрах и в Курзале исполнено множество арий, романсов и песен. Уже в начале XX века москвичи говорили, что в Москве есть три чуда: «Царь-колокол», «Царь-пушка» и «Царь-бас», имея в виду начавшего свой взлет в столице Ф. И. Шаляпина.
Великий певец впервые приехал в Кисловодск 15 июля 1899 года петь в оперной труппе Г. О. Любимова-Деркача. Здесь его ждали встречи с друзьями по Тифлису: дирижером симфонического оркестра И. А. Труффи и антрепренером В. Л. Форкатти. В Кисловодске Шаляпин случайно встретился с крупным артистом М. В. Дальским. По словам артистки М. Велизарий, Мамонт Викторович Дальский был «королем гастролеров», его путь по России «всегда был усыпан цветами...». Они стали неразлучны, и Мамонт посвящал молодого певца в тайны актерского искусства.
В то лето Шаляпин жил на Померанцевой улице, получившей название по находившейся на ней даче Н. Д. Померанцева, в доме № 25 за вокзалом. За месяц гастролей с 21 июля по 20 августа он спел главные партии в операх «Русалка», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Борис Годунов», «Фауст», «Паяцы», «Псковитянка», «Ромео и Джульетта», «Севильский цирюльник», «Лючия де Ламермур», «Сельская честь». Уже действовала Минераловодская железнодорожная ветка, и жители всех
городов-курортов могли без труда приезжать в Кисловодск слушать Шаляпина. В дни его выступлений к началу и концу спектаклей или концертов подавали специальные поезда.
Владикавказская газета «Казбек» так писала о выступлении Шаляпина 6 августа 1899 года в опере «Паяцы» Леонкавалло: «Таких сборов не было со дня открытия Курзала. Публика неистовствовала, вызывая на бис любимого Шаляпина. В спектакле были заняты такие корифеи, как И. Тартаков, Н. Фигнер, А. Давыдов, несравненная Бауэр. На спектакле присутствовал Мамонт Дальский».
Бенефис Шаляпина состоялся 19 августа. Он выступал с отрывками из своих лучших оперных партий — Ивана Грозного, Бориса Годунова, Мефистофеля, Мельника. «Бенефис выходящий из ряду и ставший событием... Он собрал полный театр, и его даже почтил своим посещением главноначальствующии на Кавказе князь Г. С. Голицын с супругой... После каждого акта певца осыпали цветами».
Слава о триумфальных выступлениях Шаляпина все шире разносилась по стране. Из Херсона К. Л. Хетагуров писал А. А. Цаликовой в Пятигорск: «Бываете ли в опере? Принимаете, должно быть, горячее участие в овациях шаляпинских?»
Шаляпин посещал М. П. Ярошенко — вдову художника, столовался в ее лучшей на Водах кухмистерской. О. М. Шреттер-Нестерова вспоминала: «После обеда Шаляпин запел в гостиной. Это было в начале его карьеры. Он был еще очень молод. В открытые окна лился его голос, такой красоты и мощи, что проходившие мимо люди останавливались, пораженные... И я слушала дивный голос Федора Ивановича... Всегда и везде он был гениален, но самое сильное впечатление я испытала тогда, в 1899 году, в Кисловодске на даче Ярошенко».
В сезон 1904 года Шаляпина вновь пригласил на Воды антрепренер В. Л. Форкатти. Слава певца после гастролей в миланской опере «Ла Скала» достигла зенита, и приезд его 14 июля в Кисловодск- вызвал необычайное возбуждение среди курортной публики Кавказских Минеральных Вод. Билеты на оперные спектакли с участием Шаляпина продавались по повышенным ценам: кресло первого ряда стоило 15 рублей. Старейший работник Курзала С. Г. Гулиева вспоминала: «Очередь занимали с вечера, стояли всю ночь. За час все билеты бывали распроданы». Пользуясь ажиотажем вокруг шаляпинских гастролей, барышники взвинчивали цены до 100 рублей за кресло в первых рядах партера. А обыватели обвиняли Шаляпина в том, что он «дерёт» за свои выступления.
В «Евгении Онегине» Шаляпин пел партию Гремина. Его партнерами были певцы русской оперы М. Я. Будкевич (Татьяна), Д. А. Смирнов (Ленский), И. В. Тартаков (Онегин). 6 августа с русскими «звездами» пел солист Миланской оперы Николаи. Спектакль дал рекордный сбор — 3000 рублей.
Успеху гастролей, кроме самого имени Шаляпина, способствовали и восторженные рецензии в «Пятигорском листке». В музыкальных заметках «Гастроли Ф. И. Шаляпина» высокопарно было написано: «С тех пор, как стало известно, что Шаляпин выступит в Кисловодске в целом ряде опер, Кисловодск представляет точку, куда все, кто хоть сколько-нибудь задет эстетической потребностью, стремятся с неудержимой силой. Магический звук этого имени имеет свойство притягивать к себе людей, как магнит железо. Все спешат к нему и неизвестно еще, кто больше: те ли, которые его уже слышали и видели и еще раз хотят подчиниться мощи этого чародея, или те, которые еще не испытали на себе всезахватывающей силы этого гениального певца-художника».
«Гениальный художник, — сказано в рецензии на «Фауста», — так же поет, как играет. Голос его, которым он владеет как настоящий виртуоз, всегда чарующе красив», во всех своих ролях он «недосягаемо велик». Рецензии «Пятигорского листка», первой частной газеты Кавказских Минеральных Вод, подписаны латинской буквой S. Из «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова узнаем, что так подписывался столичный литератор К. И. Арабажин. По приглашению директора Вод В. В. Хвощинского он редактировал в Пятигорске «казённую» газету «Кавказские Минеральные Воды» и под псевдонимом писал рецензии для других газет.
На заседании Общества врачей, практикующих на Водах, шутили: медики бессильны бороться с новым эпидемическим заболеванием, появившимся в тот сезон на курортах — «шаляпинизмом». «Пятигорский листок» дал фельетон: «Доктора, следящие за наукой, а не за съездом курсовых, вероятно, будут наблюдать у нервных дам новую болезнь. Затрудняться в определении названия этой болезни не следует. По-русски — это «шаляпинизм», латинское же название — неизвестно. В купеческом быту «шаляпинизм» часто заменяется словами «дурит баба». Купчих излечивают от этой болезни сами мужья...».
8 августа состоялся бенефис Шаляпина, певшего в «Фаусте» партию Мефистофеля. Спектакль омрачил смешной и печальный случай. Когда Мефистофель является на народный праздник, то по ремарке он становится на табурет. Но он под Шаляпиным подломился, и артист упал на пол. Поднявшись, Шаляпин взволнованно крикнул: «Ведь так можно ногу сломать»... и ушел со сцены. Через 15 минут занавес подняли, Шаляпин снова вышел, его встретил оглушительный гром рукоплесканий, долго не смолкавший. В газетах упрекали Форкатти за невнимание к артисту.
10 августа в Курзале состоялся концерт с участием Ф. И. Шаляпина и композитора А. Н. Корещенко. Исполнялась «Кавказская рапсодия» Корещенко. Шаляпин же спел «Пророка», «Старого капрала», «Забытого», «Ночной смотр», «Менестреля», «Баркаролу» и в заключение знаменитую «Песню о блохе».
|