Ныне на улице Пешеходной находится недавно построенная Крестовоздвиженская церковь, которая стоит на освященном месте прежней
церкви, имевшей довольно сложную судьбу.
Летом 1818 г. генерал А. П. Ермолов доложил императору Александру I о необходимости переселения казаков поближе к новой Кавказской линии. Указом от 6 марта 1819 г. Александр I повелел наделить землею казаков, поселенных на Кавказской линии. Во исполнение этого указа генерал Ермолов поручил собрать необходимые сведения коллежскому советнику А. Ф. Реброву, который занимался «обозрением земель Кавказской губернии». Основываясь на данных А. Ф. Реброва, Ермолов в марте 1821 г. предложил императору проект организации трёх приграничных казачьих станиц на Подкумке — Кисловодской, Ессентукской и Горячеводской, в которые следовало переселить часть казачьих семейств из переполненных станиц Кавказской губернии. В частности, Ермолов писал: «...Из станицы Ставропольской, от густого населения стеснённой в землях до того, что в число определенной 41-ти десятинной пропорции. По сделанной ныне проверке, едва и по 10-ти десятин на казака достанется, необходимость заставляет на первый случай также столько семейств переселить на другое место, сколько возможность дозволит. Признавая случай сей самым удобнейшим для прочного основания при Кислых водах, где доныне ничего нет, необходимо нужно водворить и здесь небольшую станицу из Ставропольской, где обыватели найдут себе наилучшие земли и взаимные выгоды от посетителей вод, нуждающихся в пристанище и в продовольствии...».
Весной 1826 г. в нескольких верстах севернее Кислого источника, на возвышенности правого берега Подкумка, справа от впадения в него Березовой началась разбивка новой станицы по утвержденному плану и сооружение деревянных и мазанковых домов, в которых устроились сотня казаков с семьями из переселенной станицы Александровской Волгского полка. Согласно плану станица имела форму квадратного каре с центральной площадью. Основная часть новопоселённых казаков была старообрядцами. Поэтому и первый деревянный храм на площади небольшой станицы был старообрядческий.
К середине XIX века в станице проживало уже около трехсот казаков, и в ней появилась небольшая православная община, которая, видимо, совершала богослужения во временном молельном доме. Кисловодская станица постепенно разделилась на две части по вероисповеданию. В северной старой части проживали старообрядцы, а в южной новой, главным образом, православные станичники. С разрешения тифлисского Обер-Священника Кавказского Отдельного корпуса, которому подчинялись все церкви Линейного Казачьего войска, в 1852 г. в южной части общей станичной площади, против старообрядческого храма, усилиями православных станичников была возведена небольшая деревянная церковь с колокольней, освященная во имя Воздвижения Креста Господня (14 сентября), что было весьма символично для этой станицы.
Приземистое бревенчатое здание, обшитое досками, на каменном основании было сооружено по традиционной схеме деревянного зодчества «восьмерик на четверике». К основному срубу были пристроены «четвериками» алтарная апсида, притвор и боковые приделы, которые придавали зданию крестообразный план. Шатровый купол с главкой венчал большой восьмигранный световой барабан. На крыше притвора находился глухой
барабан с меньшим шатром и главкой. Углы основного объема были украшены главками на тонких шеях. Все церковные главки с крестами имели луковичную форму.
В начале августа 1858 г. епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне причисленный к сонму российских святых, посетил Крестовоздвиженскую церковь и беседовал с православными станичниками.
Во второй половине XIX века приход православной церкви заметно возрос за счет переселенцев с Украины, из Воронежской и Тамбовской губерний. Православная община станицы в 1895 г. обратилась к епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру с просьбой о расширении церкви. Получив благословение на перестройку храма, станичники в 1896 г. начали сбор пожертвований, который был доверен казаку Елизару Нагорному и крестьянину Евдокиму Докукину. Было решено построить капитальную каменную церковь близ прежней, деревянной. Строительство храма началось в 1902 г. по проекту зодчего Вергилеса, который руководил работами. Осенью 1903 г. были возведены стены и своды, сделана крыша. Строительство церковного здания было завершено в 1904 г. и освящено с прежним названием. К концу 1907 г. стены вновь построенной церкви имели трещины в трех местах.
А старое деревянное здание церкви было разобрано и продано пятигорскому купцу Антону Курилову, который около 1910 г. установил его в новом Алексеевском поселке на правом берегу Подкумка под Пятигорском (ныне — поселок Свободы). При этом ветхие части были обновлены, а само деревянное здание обложено кирпичом. Обновленный храм в Алексеевском поселке был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь сохраняется ныне и продолжает службы.
Первым настоятелем новой каменной Крестовоздвиженской церкви в Кисловодской станице был о. Михаил Лисицын. Однако этот храм просуществовал недолго. Около 1936 г. Крестовоздвиженскую казачью церковь постигла общая участь кисловодских храмов — она была снесена в ходе правительственной антирелигиозной кампании. Полвека спустя потомки кисловодских казаков построили на «святом месте» снесенной церкви новый кирпичный храм по традиционному проекту. Его закладка была произведена 28 февраля 1986 г. в присутствии епископа Ставропольского и Бакинского Антония. А 4 октября 1987 г. новая просторная Крестовоздвиженская церковь была торжественно освящена. Роспись храма производил московский художник Н. И. Бурейченко. Следует заметить, что в этом же районе ныне находится и небольшой старообрядческий молельный дом, перестроенный из жилого здания (ул. Маяковского, 33).
С. В. Боглачёв и С. Н. Савенко «Архитектура старого Кисловодска».
Современный вид:
https://img-fotki.yandex.ru/get/198976/239759446.4/0_176000_773f1667_orig