О посадской рекламе.
Следует заметить, что реклама в посаде была заметной и по величине, и по цвету, и по размеру, и, конечно, понятной каждому. Даже, безграмотному мелекессцу, каковых в посаде было немало, достаточно было одного взгляда на вывеску или витрину встречного заведения, чтобы догадаться, чем оно богато. Если над входом висел сапог, значит, здесь можно купить или заказать у сапожника обувь, если крендель, знай – это булочная, на вывесках табачных лавок главное место занимал человек в чалме с сигарой во рту. Портновскую мастерскую легко можно было узнать по изображенным на вывеске брюкам или пиджаку, аптеку – по знакомому и в наши дни символу змеи над чашей, питейное заведение – по двуглавому орлу над входом, так как этот доходный в России вид торговли чаще всего был государственной монополией.
В конце Х1Х – начало ХХ веков в посаде появляется печатная реклама, которую сразу же окрестили «самым прочным и независимым видом литературы столетия».
Они начали выходить в виде отдельных «Листов объявлений». Вначале, рекламные листы, в небольших количествах, заказывались в Ставрополе и Самаре. Но когда в августе 1902 года Самарский губернатор выдал свидетельство на разрешение создания типографии в посаде Мелекесс мещанину Николаю Аблову, рекламные листки с 1905 году стали издаваться в Мелекессе.
(отрывок из книги "Прогулки по старому посаду").
|