Кинотеатр «Россия», впоследствии «Айрарат». Архитекторы – Артур Тарханян, Спартак Хачикян и Грач Погосян.
Раньше на территории кинотеатра «Россия» был один из старейших рынков Еревана с довольно грязной территорией, но с оригинальным колоритом. Было принято решение, что вместо рынка будет построен кинотеатр.
К проекту были сделаны десятки эскизов и два основных варианта. Сначала первый, панорамный, потом - второй, широкоформатный, осуществленный. Панорамный кинотеатр должен был быть большим, на 2600 зрителей, и задуман в виде двух залов, разделенных трансформирующимся экраном. Замысел объединения залов с помощью раздвижных легких перегородок обдумывался и после того, как «не прошел» первый вариант.
Кинотеатр вырос в многофункциональный комплекс из трех объемов: два разномасштабных, одинаковых по формам кинозала - большой и малый, приподнятые на мощных пилонах и консолью выступающие вперед, а под залами - прямоугольный объем, куда встроены выставочные помещения, кафе, бары, кассы для небольшого просмотрового зала. В композиции этот прямоугольник пассивен, через стекла его боковых стен перетекающие внутренние пространства свободно сливаются с городским окружением. Через него буквально можно пройти как по улице, не входя в кинотеатр. Связь внешнего и внутреннего являлась одним из главных положений архитектурной концепции. В решении кинотеатра оно имеет дальнейшее развитие.
В решении удалось добиться пространственной и тектонической чистоты. Это уже реализация следующих пунктов концепции - помнить не только о красоте, но и пользе и о прочности. При этом сложная конструкция отнюдь не буквально воплощена в форму - за плоскостями боковых стен залов в промежуточных пустотах остались скрытыми многие технические подробности вантовых креплений, проекционные комнаты, водосборные желоба. Само же пустое пространство между стен и двойное днище выполняют роль звукоизоляционных слоев, что важно, так как кинотеатр стоит на островке, окруженном шумными городскими магистралями.
Каждый зал, независимо от другого, поставлен на четыре пилона, уходящих в свайные фундаменты. Весь комплекс осуществлен из монолитного железобетона - на девятибалльном участке это первое подобное сооружение в Армении. Впервые в СССР в перекрытиях залов были использованы жесткие ванты. И именно в архитектуре кинотеатра впервые со всей определенностью выразилось стремление Тарханяна, Хачикяна и Погосяна достичь выразительности образа с помощью сложных современных конструктивных решений. В немалой степени этому способствовало содружество с талантливыми инженерами - Г. Геворкяном и И. Цатуряном.
Строительные работы шли довольно трудно, ощущалась нехватка стройматериалов.
Крыша кинотеатра «Россия», составленная из вантовых перекрытий, стала первым сооружением такого рода в Армении. В той части кинотеатра, которая выходит на улицу Тиграна Меца, перекрытие составляет 40 метров в ширину и 60 - в длину.
В кинотеатре «Россия» было два больших зала – на 1600 и 1000 мест. В двухэтажной части, где сейчас находятся торговые павильоны, был еще один зал – на 280 мест. В комплекс также входили выставочные залы, танцплощадки, кафе - «Россия» был полноценным культурным центром.
Лучшие скульпторы - Ерванд Кодабашян, Генрих Элибекян, Оган Петросян, Амаяк Бдеян и другие создали скульптуры для залов кинотеатра. К сожалению, в дальнейшем многие из скульптур были разрушены.
Открытие кинотеатра «Россия» состоялось в декабре 1974 года заседанием пленума ЦК КП Армении, который провел первый секретарь Карен Демирчян, недавно занявший этот пост. Со следующего дня в кинотеатре началась демонстрация фильмов.
В 1978 году в Ереване готовились отпраздновать 150-летие вхождения Восточной Армении в состав России и ожидали, что в Армению приедет Леонид Брежнев. Торжественное заседание должно было состояться в кинотеатре «Россия». Из московского КГБ приехали люди, чтобы ознакомиться с территорией. Они обследовали все уголки кинотеатра. Затем начали думать - откуда Леонид Ильич войдет в зал. Его здоровье уже оставляло желать лучшего, и ходил он с трудом. Они сказали, что Брежнев не может подняться в кинотеатр по лестницам, ведущим к главному входу. Начали искать варианты. На первом этаже была комната отдыха, к которой не было доступа с внешней стороны. Поручили проломить стену зала и установить дверь, однако Брежнев так и не приехал. А эта дверь сохранилась до наших дней.
В 1979 году Грач Погосян, Артур Тарханян и Спартак Хачикян удостоились премии Совета министров СССР за проект кинотеатра «Россия».
В кинотеатре был современный, круглый бар, расположенный под лестницей, которая вела к малому и большому залам.
В большом и красивом фойе кинотеатра были представлены портреты звезд армянского кино, фотографии из фильмов. Фойе напоминало постоянную выставку, и люди с удовольствием останавливались здесь.
Рядом с билетными кассами находилась чайная. Она была обустроена в русском стиле, на столах стояли самовары.
Посещение кинотеатра было особой церемонией, которая длилась 3-4 часа. Люди шли в чайную, чтобы пообщаться, пили кофе в баре, знакомились с новостями кино и наконец - смотрели фильм.
Билетные кассы были расположены снаружи, на первом этаже. Перед ними всегда были длинные очереди. Часто билеты на вечерние сеансы можно было купить лишь «по блату» или по двойной цене.
Кинотеатр был построен так, что входы в кинозалы находились на открытых площадках и вели к Педагогическому институту и к нынешнему торговому центру «Ташир».
Интересно, что в коммунистической Армении кинотеатр «Россия» был построен на месте известного «черного рынка», а в независимой Армении это роскошное здание вновь превратилось в рынок.
Кинотеатр «Россия» был приватизирован в 2004 году.
В 2006 году владелец здания заявил, что кинотеатр «Россия», который в первые годы независимости был переименован в «Айрарат», отныне снова будет носить старое название и будет трансформирован в торгово-развлекательный центр.
11 ноября 2006 года торжественно открылся первый корпус торгово-развлекательного центра «Россия».
Автор фотографии - Марк Крымский, 1980-е годы.
|