Верхние минеральные ванны, расположенные в Лечебном парке города Ессентуки первоначально назывались «Николаевские ванны» в честь императора Николая II. Здание ванн было построено по проекту петербургского архитектора Н. В. Дмитриева и инженера Б. К. Правздика в 1895 – 1899 годы. В плане здание имеет вид абсолютного квадрата со стороной приблизительно в 64 метра, в который вписан кольцевой павильон, соединенный с основным зданием четырьмя коридорами. Между квадратным корпусом и круглым павильоном в углах заключены уютные внутренние дворики, засаженные цветами и украшенные скульптурами из древнегреческой мифологии. В квадратной части здания отпускались минеральные ванны, в круглой грязь.
В начале Николаевские ванны располагали 19 кабинами для приема серно-щелочных минеральных ванн и 15 – для грязевых процедур. Кабины для минеральных ванн состояли из трех помещений – двух раздевален и ванной комнаты, где были установлены ванны, выточенные из цельного куска каррарского мрамора. Края в таких ваннах находились на уровне пола. Больные опускались в воду по ступенькам, вырезанным в том же мраморе. Такие ванны сохранились в некоторых кабинах до наших дней. Минеральная вода в них остывает очень медленно.
Вся квадратная часть здания делится на две половины. Правая сторона отведена для женщин, левая – для мужчин. Каждая из половин имеет отдельный вход со стороны главного фасада, по центру которого находиться зал для ожидания процедур. Кроме того, еще два просторных зала, каждый с полукруглым стеклянным балконом, имеются по сторонам боковых фасадов. Эти залы предназначались для отдыха больных после приема грязевых процедур.
В 1915 году, вступила в строй Ессентукская грязелечебница, отпуск грязевых процедур в Николаевских ваннах был прекращен. Все здание приспособили для приема минеральных ванн.
Первоначально вода в ванное здание поступала из серно-щелочного Гаазо – Пономаревского источника расположенного в Нижнем парке. В 20-е годы XX века из скважины №1 была подведена также углекислая вода типа кисловодского «Нарзана».
Здание серно – щелочных ванн и сегодня величественно возвышается на обрыве Щелочной горы, над Аллеей источников, и выглядит торжественно и нарядно. Архитектор использовал во внешнем оформлении элементы позднего русского классицизма и барокко, а внутренняя планировка, оборудование и отделка были выполнены на современном уровне и точно соответствовали технологическому назначению водо- и грязелечебницы.
В отделке фасада здания использован желтый неоштукатуренный кирпич и местный бугунтинский камень. На их фоне выделены белым цветом лепные украшения: карнизы, полуколонны, фигурные наличники, треугольные фронтоны, рустованные части стен. Перед северным фасадом был разбит цветник, устроен фонтан и установлены копии античных скульптур Досифора – копьеносца и Геракла, символизирующих юношескую красоту и здоровье.
К южному фасаду из Нижнего парка по обрыву были проложены лестницы с площадками для отдыха.
Открытка издательства И. П. Грекова и сына, Ессентуки.
|