Вокзал
В конце прошлого столетия ситуация изменилась. На Дмитриевке, ныне южной окраине Алексеевки, начались невиданные прежде работы: сновали повозки с землёй и песком, по узким деревянным настилам катились тачки, мужики парами ходили с носилками. Появились насыпи и выемки. На ровное песчаное полотно легли шпалы, рельсы. В декабре 1895 года прогудел первый паровоз.
Здание вокзала к тому времени не было готово. Его изображение появилось в «Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», изданном в 1900 году. Двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане, это строение не богато архитектурным убранством. Выделяются междуэтажный пояс и карниз, декорированный нишами и сухариками. Середина южного и северного фасадов акцентированы небольшими фронтонами.
В печати сообщалось, какое значение приобрела, как тогда говорили, «чугунка» в бывшей слободе:
«С проведением мимо Алексеевки линии Харьково-Балашовской ж. д. упало дававшее раньше большие заработки извозное ремесло, но зато торговля разными товарами значительно повысилась, а жители, имея постоянное сообщение с другими местами, чего раньше были лишены, сделались много культурней и завязали сношения с разными центрами для сбыта местных кустарных и других изделий».
Между тем, в то время добраться к вокзалу в распутицу по глинистой грунтовой дороге было далеко не просто. Колёса нагруженных возов утопали в грязи по ступицы, лошади на каждом шагу останавливались. «Проезжающие здесь в ненастную погоду проклинают эту дорогу, мучаются сами и мучают животных», — сокрушался автор очерка об Алексеевке в 1903 году.
Через слободу пошли поезда с запада на восток и в обратном направлении. В 1902 году станция отправила более 1,5 миллиона пудов грузов, в том числе более 400 тысяч пудов основного «экспорта» — подсолнечного масла, свыше 300 тысяч пудов зерна. Видное место среди остальных грузов занимали кожи, мясо, сливочное масло.
Бурные события 1917 года всколыхнули Алексеевку. В августе на юге России разразилось вооружённое корниловское выступление за возрождение монархии. Железнодорожники поддержали февральскую революцию, в случае подхода мятежных частей намерены были разобрать магистральные пути. В доказательство вооружились винтовками, переданными московскими рабочими.
В 1930-е годы железнодорожники составляли костяк рабочих в слободе. На станции было два склада, вмещавших 15 тысяч тонн грузов. «На сторону» отправляли в основном продукцию эфирокомбинат а, маслозавода, леспромхоза, а также зерно и другие грузы, поступали же в Алексеевку техника и стройматериалы. Началась прокладка второй колеи железной дороги.
Жестокость начавшейся войны с фашизмом железнодорожники ощутили сразу. Уже летом 1941 года на станции разорвались первые бомбы. Затем налёты вражеской авиации стали более накалёнными и надсадными. В октябре произошёл драматический случай. Бомба попала в вагон, в котором находились экспонаты Харьковского исторического музея. Взрывом их разбросано на сотни метров. Военный комендант принял решительные меры. Он приказал оцепить место происшествия и приступить к сбору сохранившихся и повреждённых экспонатов. Всё складывалось в наспех сколоченные ящики, а затем было отправлено на восток. Специалисты на месте пересмотрели содержимое ящиков, многое потом смогли отреставрировать.
В 1960-е годы станция преобразилась. Электропоезда сменили чадящие паровозы, составы стали тяжеловеснее, выросла их скорость. Заработала автоматическая сигнализация.
Железнодорожная колея, проложенная через Алексеевку сто с лишним лет назад, сбавляет обороты, но действует. Теперь на восток идут четыре пассажирских поезда и на запад — столько же. Причём, далеко не каждый день. Летом число проходящих поездов значительно увеличивается. Но касса в ночные часы не работает. Это одна из загадок РЖД. Здание вокзала сохранило первозданный облик. Площадь перед ним выложена тротуарной плиткой, и асфальтовая дорога отсюда приведёт в любой конец города.
А. КРЯЖЕНКОВ.
|