Любопытна история создания этой коллекции. Вплоть до XIX века изделия из поделочного камня в Европе называли "драгоценности". Когда Король-Солнце пристрастился к модному коллекционированию "драгоценностей", другие европейские монархи уже успели приобрести наиболее интересные экспонаты. На целое столетие опередили французского короля баварские и тосканские герцоги, венские императоры. Заполучить радующие душу коллекционера старинные уникальные изделия оказалось непросто.
Первые покупки Людовик XIV сделал в 1663 году: приобрел у двух торговцев 33 предмета из горного хрусталя, а вскоре - еще 32 хрустальных изделия. Покупки были доставлены в Версальский королевский замок. Коллекция значительно пополнилась в 1665 году после смерти страстного коллекционера кардинала Мазарини (1602-1661). Король выкупил у наследников принадлежавшие прелату 76 изделий из цветного камня и 121 - из горного хрусталя. Собрание прелата отличалось эклектизмом, эта черта присуща и коллекции Людовика. Король приобретал изделия не только античных и средневековых мастеров, но и своих современников из Италии и Франции, есть в его собрании и восточные сосуды.
Одновременно с отцом собирал "драгоценности" и дофин Людовик. После смерти принца в 1711 году большая часть коллекции перешла к его второму сыну, испанскому королю Филиппу V и сейчас хранится в музее Прадо. Изделия, доставшиеся двум другим сыновьям дофина, остались во Франции и впоследствии влились в королевскую сокровищницу.
В 1723 году описи сосудов из поделочного камня, принадлежавших короне, включали почти тысячу предметов.
Влюбленный в свою коллекцию король старался выставлять драгоценные предметы на обозрение. Сохранилось описание витрин, изготовленных для экспонирования коллекций: "Два деревянных шкафа для хрусталя, с различными скульптурными украшениями, с двумя дверцами, каждая из которых с большим хрустальным стеклом; весь корпус покрыт полированной позолотой; ножки в виде четырех больших резных балясин украшены скульптурным декором, в середине которого - изображение двух детей, держащих фестоны и сидящих на дельфинах. Они покрыты матовым и полированным золотом и опираются на лапы грифонов". Первоначально шкафы находились в королевской спальне.
По мере того как коллекция увеличивалась, приходилось изыскивать для нее в королевском дворце новые помещения, придумывать новые формы экспонирования. Известно, что в 1701 году король заказал семнадцать великолепных столов из позолоченного дерева, чтобы "поставить на них хрусталь".
После смерти Людовика XIV коллекцию ждали нелегкие времена - у нее не было увлеченного хозяина. Вот запись, сделанная 17 июля 1718 года в журнале мебельного склада, где хранились сосуды: "Из-за большого скопления людей, пришедших посмотреть на апартаменты Версаля, исчез сосуд из горного хрусталя"; в 1722 году был украден сосуд из агата; в 1730 году большая крыса нанесла в этом кабинете "значительный ущерб". Во время правления Людовика XV (1710- 1774) многие изделия были проданы на аукционах. Среди них редчайшая античная ваза с изображениями Аполлона , Дианы и Психеи, "терзаемой Любовью".
Правление Людовика XVI (1754-1792) оказалось счастливым периодом в истории коллекции. "Королевский альманах" писал в 1778 году, что мебельный склад разрешено посещать публике во второй вторник каждого месяца. Это был первый парижский музей, где экспонировались королевские коллекции, в зале "драгоценностей" можно было увидеть резные сосуды. Специальный реставратор следил за сохранностью коллекции.
В 1789 году свершилась революция. Людовик XVI был казнен, а у королевских сокровищ появились новые хозяева. Часть коллекции была отправлена за границу, в качестве расплаты с иностранными поставщиками.
Значительная часть сохранившихся сосудов поступила в открывшийся в 1793 году Музей Лувра, где в галерее Аполлона они хранятся до сих пор.
|