Эскадренный миноносец проета 7У «Свободный» , потопленный 10 июня 1942 года германскими пикировщиками VIII- го авиакорпуса генерал В. фон Рихтгофена в Корабельной бухте Севастополя.
9 июня 1942 года эсминец конвоировал из Новороссийска в Севастополь санитарно-транспортное судно «Абхазия». В ночь на 10 июня корабли ошвартовались в Севастополе. К 4.30 «Свободный» закончил выгрузку доставленного боезапаса и дымовых шашек и начал обстрел батарей противника. Через несколько минут «Свободный» подвергся пяти авианалетам, повторявшимся с интервалом в 10-15 минут, каждый раз на эсминец сбрасывалось по 12 — 15 бомб. В 6.40 "Свободный" перешёл в более безопасное место — Корабельную бухту и ошвартовался левым бортом у стенки артиллерийских мастерских. В 8.00 последовали новые воздушные атаки. От осколков на «Свободном» появились первые людские потери. Примерно в 10.30 сразу несколько бомб взорвались на расстоянии 5-7 м от кормы. В обшивке образовалось множество пробоин и вмятин, загорелись дымовые шашки. Впоследствии вблизи правого борта произошло еще несколько взрывов, число осколочных повреждений продолжало расти. К 13 часам у причала Сухарной балки от прямых попаданий авиабомб затонула «Абхазия».
Роковой для «Свободного» авианалет начался в 13.15. Эсминец атаковали сразу двадцать семь Ju-87: 15 зашли с носа и 12 — с кормы. Зенитчики открыли яростный огонь, но было поздно: корабль получил 9 прямых попаданий бомбами весом 100-250 кг. Одна угодила в щит 2-го 130-мм орудия, две — в ходовой мостик, одна — в район первой трубы, одна — во 2-е машинное отделение, две — в кормовой мостик и две — в кормовую часть корпуса. Корабль был полностью разрушен, загорелся мазут, начали рваться поднесенные к зенитным орудиям снаряды. Из экипажа 67 человек погибли, многие были ранены, в том числе и командир — капитан 3 ранга П.И. Шевченко. В данной ситуации был отдан единственно правильный приказ — покинуть корабль. «Свободный» лег на грунт с креном 50° на правый борт. Носовая надстройка осталась над водой и горела в течение 3 суток.
Эсминец был поднят и сдан на слом в 1953 году.
|