Строительство Алексеевского завода химического машиностроения началось в конце 1967 года. Через семь лет, 29 марта 1974 года была принята в эксплуатацию первая очередь завода по производству химического оборудования. Далее на основании Постановления Совета Министров СССР от 1.08.1974 года № 617 «О применении жидкого аммиака в сельском хозяйстве» завод был перепрофилирован под серийное производство машин и оборудования для транспортировки, хранения и внесения безводного аммиака в почву.
То, как росло и расширялось производство, хорошо видно по ключевым датам в истории завода:
1974 год – начало выпуска полуприцепов и прицепов-цистерн для транспортировки и временного хранения аммиака.
1988 год – существенное расширение ассортимента. К основной номенклатуре выпускаемой продукции добавились автоцистерны, полуприцепы и прицепы-цистерны для перевозки и временного хранения углекислоты, горизонтальные и вертикальные установки длительного хранения углекислоты, станции наполнения углекислотных баллонов.
1994 год – завод приступает к выпуску автоцистерн, полуприцепов и прицепов-цистерн для транспортировки светлых и темных нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, нефти и др.).
1998 год – освоено производство автоспецтехники для перевозки сжиженных углеводородных газов (СУГ) в различном исполнении: автоцистерны, полуприцепы и прицепы-цистерны. Начат выпуск стационарных резервуаров для временного хранения СУГ объемом от 5 до 200 кубических метров.
2009 год – организовано совместное производство ОАО «Алексеевка ХИММАШ» с итальянской компанией «SACIM» по выпуску автоцистерн и полуприцепов цистерн из алюминиевого сплава для транспортировки и временного хранения светлых нефтепродуктов.
2011 год – стартовал проект по совместному производству спецтехники для транспортировки сыпучих грузов с Итальянской компанией «O.ME.P.S. Silotrailers».
Завод машиностроения
Продолжим наш маршрут «по ту сторону» железной дороги вверх по у лице Тимирязева. Поднимемся на вершину холма. Нужно сказать, бывшего холма, поскольку сегодня эта застроенная часть Алексеевки воспринимается, как обычный подъём. Прежде местность выглядела девственно степной и безлюдной. Лишь суслики посвистывали у нор.
На вершине холма вольно росли чабрец, шалфей, цикорий, ковыль и прочее разнотравье. Душистый простор в послевоенное время освоили подростки с нынешних улиц Революционной и Маяковского. Установили двое футбольных ворот из ошкуренных жердей. Спортинвентарь в ту пору не отличался многообразием, поэтому сеток не было. Поле, правда, размечали меловым раствором. На нём играли принципиальные матчи — улица на улицу. На взгорье противоборствовали команды алексеевских микрорайонов Дмитриевки, Николаевки. Встречи проходили страстно, при большом стечении болельщиков.
Пока шли футбольные ристалища, «наверху» уже решали судьбу холма. По инициативе нашего земляка, влиятельного в ту пору партийного и государственного деятеля А. П. Кириленко разрабатывалась программа строительства на этом возвышенном месте завода химического машиностроения как градообразующего предприятия. Задумка предполагала, что вместе с новыми рабочими местами в Алексеевке появится целый микрорайон многоэтажной застройки со всей совокупностью услуг, доступных для местных жителей. Профильный министр подверг сомнению этот проект. «Хватит нам одного завода, действующего в Казахстане», — резюмировал он. Попавший в центр московской полемики второй секретарь Алексеевского райкома компартии Н. К. Нескоромный вспоминал, что А. П. Кириленко повернул дело так, чтобы завод всё-таки «привязали» к Алексеевке.
Сооружением предприятия занималось специально созданное СУ-9. Вместе с монтажниками строители завершили основные работы в первой половине 1975 года. Тогда «Химмаш» выдал первую продукцию, которая являлась лишь обнадёживающей предшественницей будущих агрегатов по внесению безводного аммиака в почву.
Давайте почитаем репор-тажные строки журналиста В. Бондаренко, описавшего в «Заре» первые производственные будни завода: «В корпусе действует технологическая линия. Через одни ворота поступает из склада металл, а через другие вывозится готовая продукция. Под потолком непрерывно движутся кабины двух кранов, выполняя роль носильщиков. Вот девушка-крановщица легко поднимает краном толстый стальной лист и кладёт на стол, где газорезчики «кроят» его. Заготовка попадает на вальцы, которые стальные листы, будто бумагу, сгибают, а затем сварщики проворно сшивают их в котёл, вваривают краны, вентили, фланцы. Конечный этап — окраска».
На производстве господствующее положение заняли сварщики, токари, слесари-сборщики. Их мастеровые руки высоко ценили в заводском управлении, передовиков заносили на доски почёта и поощряли премиями. Лучшие из лучших получали квартиры в девятиэтажках. Потому «Химмаш» стал заветным рабочим местом многих молодых людей. Заостряю на этом внимание, попеняв многим нынешним юношам, озабоченным не созидательными, а меркантильными, банковскими интересами. Инженерная мысль вызревала тогда в отделении Северо-Донецкого филиала Всесоюзного научно-исследовательского института химического машиностроения — в структуре, специально созданной на предприятии. Как и предполагалось, строительство завода повлекло за собой изменения в Алексеевке. «Шлейф», который сопутствовал градообразующему предприятию, скроили и сшили в виде микрорайона девятиэтажек, канализации, очистных сооружений, детского комбината, базы отдыха и иного чего полезного для местных жителей.
Через десять лет генеральный директор производственного объединения «Белгородхиммаш» Я. В. Сливка отмечал поступательное движение производства. На заводе, раздвинувшем свои масштабы, было занято 2700 человек. Средний возраст работающих — 29 лет. За последнюю пятилетку выпущено почти 30 тысяч машин аммиачного комплекса, востребованных в сельском хозяйстве. Производство расширяло связь с наукой, сотрудничая с десятками НИИ страны, в том числе с киевским институтом электросварки имени Е. О. Патона. Исследования шли на главных направлениях: сварка, разработка новых видов продукции и комплексной системы управления качеством, механизация, прогрессивное металлорежущее оборудование.
Пожалуй, руководимый Я. В. Сливкой завод достиг пика производства и общественного признания. Неспроста впоследствии директору присвоили звание почётного гражданина Алексеевского района.
Перестройка, как и везде, взбудоражила умы, посулила благие перемены, а обернулась свёртыванием производства, падением престижа рабочего человека. «Химмаш», взволнованный инженерной элитой, одним из первых в городе, начал ратовать за кардинальные перемены. Во имя стимулирования труда предлагали внедрить аренду производственных подразделений. Думается, сегодня многие инициаторы понимают наивность намерений.
Минувшие с той переломной поры годы завод находился в поиске заказчиков и занимался корректировкой производства. В крайне мучительное время предприятие проявило силу духа и стойкость. Не сдавалось в условиях жёсткой и вероломной конкуренции. Сохранён рабочий костяк, в числе его, например, крановщицы, умеющие поднять ведро воды, не пролив ни капли.
Сегодня на предприятии зорко следят за последними достижениями в химическом производстве, поэтому выпускают различного рода ёмкостную авто спецтехнику (цистерны) и стационарное оборудование, выдерживающие рыночную привередливость.
А. КРЯЖЕНКОВ.
|