Продолжая прежний маршрут, уважаемые попутчики, нам придётся с улицы Гагарина свернуть за угол. По правую руку увидим вывеску мебельного магазина. Возле него и затормозим движение.
Дом № 18 на бывшей улице Моспанова, ныне улица Старых Большевиков, принадлежап Петру Михайловичу Малюкову, который занимался закупкой и продажей зерна. Неказистое на вид одноэтажное здание построено в 1900 году. В 1915 году предприимчивый владелец приспособил его под синематограф...
Сегодня вряд ли найдется человек, которьш вспомнит, как познакомились алексеев-ский купец Петр Малюков и военнопленный, рядовой австро-венгерской армии, чех Ян Соботка. Тогда, в 1915 году, в разгар первой мировой войны, пленные находились и в Алексеевке. Они содержались у состоятельных жителей слободы, которые нагружали их работой и кормили. Вполне вероятно, что Соботка «по разнарядке» оказался в доме Малюкова, доходы которого прирастали за счет зерновой коммерции.
Важно другое: они нашли общий язык. Петр Малюков как оборотистый человек многое повидал и повстречал на своей предпринимательской дороге, но невероятное впечатление оставил сеанс кино (синематографа, как тогда говорили). А Ян Соботка оказался киномехаником. Вот они и порешили: хозяин приобретает кинопроектор, а невольник будет «крутить» фильмы.
Вскоре в Алексеевке появился аппарат французской фирмы «Братья Патэ». Его установили в длинном помещении дома Малюкова на улице Моспанова. Там же расставили скамейки и несколько стульев для важных персон. Экраном служила выбеленная стена. Окна занавесили темными одеялами. Проектор приводила в действие самодельная дина-момашина. Так в Алексеевке появился первый кинотеатр под названием «Свет».
Местные жители стремились попасть в зал, чтобы изумлённо наблюдать за движущимися живыми картинами, как тогда называли демонстрацию ленты.
Ян Соботка оказался толковым механиком. Интерес к немому кино оказался невероятно велик, в день показывали по нескольку сеансов. И пленный безропотно выдерживал нагрузку. Механик был увлечен синематографом, что впоследствии сказалось на его судьбе. А пока он показывал иностранные фильмы, затем появились русские «Понизовая вольница» о Степане Разине, а также по произведениям Пушкина, Тургенева, Гоголя, Толстого.
В первый год советской власти дом Петра Малюкова национализировали, однако кинотеатр в нём остался. Ян Соботка мог вернуться на родину в Чехию, но предпочёл Алексеевку, поскольку здесь увлекло дело по душе и дочь бывшего хозяина Клавдия Петровна, игравшая на пианино во время сеансов, стала его женой...
Киномеханик по-прежнему управлялся с аппаратурой, в напарники ему определился сын Малюкова Михаил Петрович. В 1920-е годы фильмы были всё также черно-белыми, воспроизводились частями. Актёры больше жестикулировали, нежели говорили, их никто не мог услышать, поскольку звук ещё не научились воспроизводить. В зрительном зале слышалась музыка, которую по ходу действия подбирали пианистки. Таким образом озвучивали действие на экране две дочери Малюкова.
В 1927 году кинотеатр перебазировался на улицу Чернышевского и получил название «Октябрь». Через семь лет в Алексеевке показали «Путёвку в жизнь» — первый звуковой фильм. Очереди на сеансы выстраивались, будто в голодный год за хлебом. В ноябре 1937 года Михаила Петровича арестовали, по надуманному обвинению осудили и в декабре расстреляли. Для семьи это была трагедия, растянувшаяся на долгие годы. Клеймо «врага народа», которое прилепили к осуждённому,
бросало тень и на родственников. На них окружающие посматривали, как на неблагонадёжных. Михаил Петрович Малюков был реабилитирован в 1989 году.
После Великой Отечественной войны кинотеатром служил клуб эфирокомбината. Только в 1952 году на улице Чернышевского, которая больше похожа на переулок, отремонтировали полуразрушенное здание, где вновь начали показывать фильмы. Не всё ладилось в этом кинотеатре. Вестибюль и фойе ещё оставались неоштукатуренными. В июле того же года начало сеанса фильма «Живой труп» задержали на 40 минут. Демонстрация ленты прерывалась, исчезали то звук, то изображение. Зрители терпеливо переносили эти казусы.
В прежнем здании синематографа расположился районный дом культуры. Под его крышей находились сотрудники отдела культуры, зрительный зал сохранил свой статус, частично уступив место актовому. Здесь проходили районные партийные конференции и праздничные торжества, а между ними — концерты и театральные постановки.
В марте 1960 года районный дом культуры переместился в новое здание на углу нынешних улиц К. Маркса и Ленина, а в доме Малюкова начали действовать отделение Сберкассы, мастерская восьмилетней школы № 3 (ныне основная школа № 5). Потом сюда перешёл мебельный магазин, а позже через стенку поселилась ветаптека.
Ян Янович стал знаковой фигурой в кинематографе Алексеевки. Он обучил своему искусству несколько поколений механиков. Напарником у него был Эдуард Малюков — сын погибшего Михаила Петровича. Соботке присвоили звания отличника кинематографии СССР, заслуженного работника культуры РСФСР — одному из первых в Алексеевке. Ростовская киностудия сняла о нём документальный фильм. В кинотеатре «Октябрь» он проработал старшим киномехаником до 1985 года — целых 70 лет. Вдумайтесь!
А. КРЯЖЕЫКОВ.
|