Центральный мост.
Перекрёсток улиц Ленина и К. Маркса в прежние времена походил, пожалуй, на провинциальный закоулок. Пыльный летом, хляби — в непогодь. В 1950-е годы проезжую часть облагородили булыжником. Сегодня он по-городскому регулируется светофорами, ориентирует прохожих пешеходными дорожками, окружён домами затейливой конструкции и выглядит внушительно на оживлённом участке Алексеевки. Вот здесь, сверяясь со светофором, и свернём к Центральному мосту. История его изобилует самыми неожиданными поворотами.
Глядя сегодня на спокойное течение Тихой Сосны во время половодья, молодой алексеевец с трудом может представить, что происходило на реке более ста лет назад... «Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 год» сохранила примечательные пометки. В 1890 году Тихая Сосна вскрылась 18 марта, в 1891 г. — 17 марта, в 1892 г. — 27 марта, в 1893 г. — 5 апреля, в 1894 г. — 7 апреля, в 1895 г. — 25 марта. Подобное происходило и много лет позже в то же самое весеннее время.
Река вскрылась — это значило, что после бурного таяния обильных снегов воды в ней прибавилось, лёд поднялся, оторвался от берегов и тяжёлой лавиной пошёл вниз по течению. Если толщина замерзания была небольшой, пористый монолит ломался, крошился, с шумом и скрежетом полз по вышедшей далеко из берегов водной стихии. Затопляло Центральный стадион, волны плескались у насыпи железнодорожной ветки эфирного и по всей пойме до нынешней улицы Космонавтов. Когда лёд оказывался толщиной до полуметра и более, он шёл сплошной массой и крушил всё на своём пути. Досужие алексеевцы высыпали на берег и наблюдали за возбуждённой рекой. Иные рисковали «прокатиться» на льдине, заскакивали на неё, проплывали и спрыгивали.
Больше всего доставалось деревянным мостам через Тихую Сосну, которые соединяли центр Алексеевки с правобережьем — с железнодорожным вокзалом, эфирокомбинатом, Николаевкой и Дмитриевкой. Правда, на Дмитриевку был перекинут мост с низкой посадкой, и его каждое половодье сносило. А вот Центральный и Николаевский часто выдерживали напор. Перед ними выстраивали, так называемые, сторожа или «быки», о которых увлечённо вспоминал генерал Кривошеий. Они, как волнорезы, ломали лёд, снижали силу ударов плывущей массы. В канун половодья Алексеевку будоражили взрывы: это сапёры таким образом крошили лёд. Но выручало это не всегда. Агрессивный ледоход сносил и «быков», и опоры мостов. В начале 1960-х годов Центральный деревянный мост был порушен дважды.
Нетрудно представить, каково приходилось алексеевцам да и самой экономике города с конца марта по май, пока не восстанавливали сообщение. Выручить могли только железобетонные мосты. Денег на их сооружение не находилось ни в местном, ни в областном бюджете. Власти района обратились за помощью в Москву, к А. П. Кириленко — земляку, будущему дважды Герою Социалистического труда, занимавшему высокий государственный и политический пост. И он посодействовал: в 1967 году железобетонный Центральный мост соединил оба берега Тихой Сосны.
Надёжные опоры так основательно вросли в реку, что отпала необходимость в деревянных «быках», потому рыбаки рассредоточивались только по берегам. А более предприимчивые таились в заветных местах на плоскодонках.
Когда страна разбогатела, нашлись средства на сооружение таких же Николаевского и Дмитриевского мостов (1990 г.).
А тут и природа переменила норов. Зимы стали тёплыми и малоснежными. Лёд уже в марте оседает на дно реки. Половодье и ледоход ушли в область преданий.
Мост поныне верен своему предназначению. По нему привычно движется пешим ходом деловой и праздный люд, снуют грузовые и легковые авто. Надёжная спина моста отдыхает только глубокой ночью.
А. КРЯЖЕНКОВ.
|