Сорок километров на восток от Гусева. Форпост Российской Советской Федеративной Социалистической Республики - посёлок Чернышевское. Многие годы эта стела приветствовала своих сыновей и дочерей, возвращавшихся в родные края из "братской" Литвы и других регионов Советского Союза. Стела была установлена на месте, где всегда проходила Государственная граница между Германией и Литвой, которой пришлось побывать в различных государственных образованиях. Литовский город Кибартай, первым принявший в четыре часа утра 22 июня 1941 года мощный удар немецких войск, вероломно напавших на Советский Союз, расположился всего в сотне метров от границы с Калининградской областью. И этот небольшой литовский городок все годы, пока Литва была в составе СССР, был настоящим побратимом всех приграничных российских городов,среди которых конечно же был и город Гусев. Связи Гусева и Кибартая в основном были экономическими, суть которых заключалась в поездках Гусевцев в Кибартай за продуктами питания - мясом, колбасой, сливочным маслом и сметаной. Но вернуться из Литвы без каравая душистого ржаного хлеба с тмином - это было зря потерянное время! Литовцы конечно гостям сильно не радовались, и часто бывало, что своё недовольство они показывали в открытую и демонстративно! И наверное им было невдомёк, что этим изобилием Советское государство покупало у литовцев банальную лояльность к себе! А на Калининградской области лежала безразмерная материнская забота о доченьке Москве и сыночке Ленинграде, и как всегда поступит хорошая мать - она отдавала им всё, до последнего кусочка! А сама садилась на дизель, и ехала на поклон в Литву. Но ничего - жили, и не тужили! Но ещё была одна, очень особая нить, которая связывала литовский Кибартай и русский Гусев - это духовное единение. Ведь практически все доперестроечные поколения Гусевцев, до того, как в атеистической Калининградской области не стали открываться первые Православные церкви, были крещены в старинном Кибартайском Православном храме! И никакая идеология не могла остановить многих Коммунистов и Комсомольцев совершить этот ритуал - окрестить своих детей и внуков, так же как и ходить каждый год в Пасхальное воскресенье на кладбище. Вот так Гусевцы и ездили со своими Кумовьями и Кумушками за три девять земель, что бы совершить этот обязательный обряд. Очень интересно, как сейчас существует Кибартайская Православная церковь, после иссякнувшего ручейка прихожан из Калининградской области. Сейчас между европейской Литвой и Калининградской областью граница на мощном замке, и уже просто так не пройти по мосту над над небольшой пограничной речушкой, как в старые добрые времена. Автомобили пересекают границу через новый контрольный пункт, а всяк, кто возвращается из Литвы по теперь уже пешеходному переходу, обязательно увидит эту стелу, которая практически так и не изменила свой первозданный облик, не смотря на сменившуюся в нашей стране идеологическую эпоху! Чудно, но замечательно! С историей и памятью не надо бороться - это удел убогих людей!(Пётр Кулик)
|