Приехал я на станцию, когда курьерский поезд подходил к перрону. Из окон вагонов пассажиры махали платками и шляпами. Засуетились извозчики. Появились солидный в красной фуражке начальник станции и жандарм с нафабренными усами. Поезд лязгнул буферами и остановился. Послышались радостные восклицания, расспросы: «Как вы себя чувствуете?», «Да как вы помолодели!» - что относилось исключительно к пожилым людям. «А мы вас ждали-ждали!». Часть приехавших направилась пешком в сторону центра. А те, кто побогаче, наняли извозчика.
Вскоре ударили три раза в колокол, затрещал свисток кондуктора, ему отозвался паровоз, звякнули буфера, и поезд тронулся. Паровоз, словно вырвавшись на волю, весело засвистел и окутал паром будку стрелочника и семафор. Вокзальная площадь опустела.
Я огляделся.
В 1915 году на станции Мелекесс Волго-Бугульминской железной дороги построено здание вокзала с водяным отоплением и вытяжной вентиляцией. В помещении вокзала находились кабинет для начальника станции, дамская комната (для господ), комната для дежурного по станции, помещение, где находился телеграфист по приему и отправлению депеш о проследовании поездов, кассы, буфет-ресторан, зал ожидания.. "Станционный состав" состоял из начальников станций, их помощников, кассиров, станционных команд (стрелочники, сторожа и др.) В "телеграфический состав" входили телеграфист (тогда они назывались сигналистами), унтер-офицер для надзора за ним.
Рядом с новым вокзалом, в сторону современного путепровода, вдоль железнодорожной линии, расположены дома для работников дороги. Здесь же расположена и начальная школа для детей железнодорожников, после революции она стала называться Мелекесская железнодорожная идеале.
По другую сторону, расположено деревянное здание вокзала, здание это цело и поныне, в нем до недавнего времени располагалась товарная контора.
Рядом, со старым деревянным зданием вокзала, расположены 2 водонапорных башни, одна из которых, построена в начале века, вторая в 1910 году. Служили они для обеспечения водой железнодорожных составов. Затем шли здания складов, мастерская по ремонту ходовых частей пароходов, паровозов, автомобилей Масленникова, пакгаузы и железнодорожные мастерские. Далее расположен 2-х этажный дом, в котором, как видно из рекламы, находилась кухмистерская (небольшой ресторан) от Торгового Дома наследников коммерции советника И.В. Александрова и склад пива (в этом здании до 1990 годов ХХ века, располагалась столовая, ныне жилой дом). В 1901 году была посажена липовая аллея, которая цела и сейчас.
Вокзальная площадь выходила на улицу Набережная (здание бывшего клуба железнодорожников построено в 30-х годах).
«Железнодорожная эпопея» в посаде началась в 1899 году, когда была разрешена эксплуатация 1-ой линии Волго-Бугульминской железной дороги – Мелекесский подъездной путь, протяженностью 86,3 верст - станция Часовая – Мелекесс. В том же году надворный советник Д. Нератов, коллежский советник В. Кобецкий и коллежский асессор, инженер А. Александров учредили общество «Мелекесского подъездного пути» для строительства и последующей эксплуатации железной дороги. Мелекессцы с тревогой ожидали, как говорили в то время, «огнедышащего дракона с двумя палками».
И 1 ноября 1900 года, состоялось торжественное открытие линии Мелекесс – Часовня и начало движения на всем ее протяжении.
На торжествах присутствовали почетные гости из Самары, Ставрополя, гласные посадской Думы, Голова посада – купец первой гильдии К.Г. Марков, и многие, многие горожане. Посадчане с нетерпением ждали состав. И вдруг, все услышали протяжный громкий гудок паровоза. От испуга и грохота, надвигающего состава, часть мелекессцев бросилась врассыпную.
Поезд, замедляя ход, подошел к перрону.
Мелекессцы взволновано оглядывали пыхтящий под парами паровоз, украшенный портретом императора Николая 11 и хвойными гирляндами, переплетенными красными лентами, и небольшой состав из нескольких вагонов. Сам паровоз серии Ч\Н, впоследствии, прозванный мелекессцами «чонка», вызывал ужас и страх.
Подведение железной дороги изменило жизнь Мелекесса. Возросло торгово-промышленное значение посада. Посадские предприятия получили выход к хлебному рынку страны. В связи с этим повышались закупочные цены на многие продукты в местах их производства, а, следовательно, вырастала и рентабельность посадских предприятий. Основными вывозимыми от нас грузами были хлеб, мука, лес, и т.п.
Но большим неудобством для железнодорожного движения по новой магистрали являлось отсутствие моста через Волгу у г. Симбирска. И грузы, доставляемые из Мелекесса, для дальнейшего прохождения, приходилось перегружать на баржи, переправлять через реку и опять грузить в вагоны, что удорожало перевозки.
В 1907 году было решено продлить дорогу до Бугульмы и далее к Уфе.
Через одиннадцать лет, в 1911 году железнодорожную линию довели до Бугульмы, а через три года соединили с Самаро - Златоустовской дорогой. Но остро вставал вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу, который бы соединил бы в единую сеть Московско-Казанскую и Волго-Бугульминскую железные дороги.
В 1912 году по проекту Н.А. Белелюбского было получено разрешение на строительства моста. Правительство на эти цели выделило 15 миллионов рублей. И закипела грандиозная стройка. 5 октября 1916 года состоялось торжественное открытие моста. А с декабря открылось по нему грузовое и пассажирское движение. Первоначально устроители хотели дать мосту собственное имя – «императорский его Величества Николая 11». Но помешала революция, и он превратился в мост «Свободы»
В 1915 году состоялось открытие нового здания железнодорожного вокзала, в котором, было предусмотрено водяное отопление и вытяжная вентиляция.
Вечерело. Наконец село солнце, и село как-то мрачно, за густые, темные, клубящиеся тучи, которые предвещали грозу и град. Время от времени в восточной части небосклона слышались отдаленные раскаты, словно громкий ропот надвигающей грозы. Воздух был насыщен электричеством, было душно и парило. Птицы попрятались под кровлями и на деревьях, и только ласточки беспокойно проносились над землей; не шелестели листья и, казалось, обессилев, висели на ветвях. Вся природа была охвачена какой-то угрюмой тревогой.
Но… Но мое время в 1914 году закончилось. Прощай моя малая родина. Прощай мой славный и любимый Мелекесс.
© Copyright: Игорь Казанцев 3, 2015
Свидетельство о публикации №215102400406
|