С 1868 года население города Казалинск начинает пополняться татарами, прибывшими сюда преимущественно из г. Оренбурга и Оренбургской губернии, так как проект положения 1867 года им не возбранял здесь селиться и производить торговлю.
Положением 12 июня 1886 года права татар значительно урезаны, а именно им запрещено в Туркестанском крае приобретать земельную собственность. Но это сдеривает наплыв сюда татар только отчасти, и дома и участки в городах для проектов, благодаря запрещению, приобретаются на чужое имя. Татары представляют здесь сплоченную группу, связанную денежными и религиозными интересами.
Татары, проникая сюда главным образом с торговыми целями, не упускают ни одного случая вести и религиозную пропаганду и, заметим, не без успеха. Татары в Казалинске группируются около фирмы известных оренбургских купцов Хусаиновых, имеющих в киргизских степях миллионные дела. Татары, разъезжая по киргизским аулам с торговыми целями, вместе с тем развозят и массу книг религиозного содержания, преимущественно казанского издания, имея в виду, укрепить киргизов в началах мусульманской религии и развить среди них арабскую грамотность.
В 1875 году и в последующие годы, до 1880 года включительно, население города Казалинска пополнилось высланными сюда за неповиновение властям и отказ выполнять воинскую повинность уральскими казаками в числе не менее 1000 человек. Первая партия уральцев была пригнана в Казалинск 28 октября 1875 года. Уральцы были размещены частью по квартирам, а частью в казармах. Они отказывались исполнять какие-либо указания и всегда ходили одетыми в 2-3 халата, подпоясанные кушаком, как бы приготовляясь к тревоге. Когда их спрашивали фамилии, они давали ответы: «Раб Христов», «Не могу указать свою фамилию», «Моя фамилия значится в списках - справляйся» и т.д. Начальников называли не иначе, как «антихрист», а солдат - «крупа». Когда нужно было вывести их из квартир, то они брали друг друга за кушаки, и чтобы разделить их, употреблялись в дело оренбургские казаки, которые в таких случаях пускали в ход нагайки. Выведенные при помощи нагаек на площадь, падали лицами вниз и лежали до тех пор, пока их из этого положения не выводили посредством тех же нагаек и розог. Когда наказывали одного, то поднимался крик: «бей и меня, бей и меня!». Наказывали розгами, как говорят старожилы, без меры и счета (наиболее суровы были майор Павел Петрович Панцырев и подполковник Егор Михайлович Косырев). Косырев занимал должность коменданта (с 1869 года) и оставил в Казалинске о себе память анекдотического характера, осматривает все ложи ружей и на основании тщательного осмотра доносит, что масонских лож в Казалинске достаточно.
Так, например, старожилы рассказывают, что раз Косырев получил секретную бумагу о доставлении сведений о масонских ложах и, не долго думая, идет по казармам и складам оружия вверенном ему форту нет, а все имеющиеся ложи из березового дерева. По Раимскому укреплению Косырев памятен суровым и грубым обращением с Тарасом Григорьевичем Шевченко. Предложено было в 1876 году образовать из уральцев военно-рабочий батальон, но они не желали что-либо делать. В 1880 году к уральцам, поселенным в Казалинске, были доставлены их семьи, но ни одна из женщин не желала признавать своего мужа, то же самое проделывали и мужчины. Побились, побились и оставили женщин и детей на произвол судьбы, и только тогда мало-помалу казачки стали переходить к своим мужьям, или мужья - разыскивать своих жен и детей. Некоторые уральцы пробовали убегать на родину, но ловились и доставлялись обратно в Казалинск. В 1881 году императором Александром III было разрешено уральцам, которые выразят раскаяние в своем заблуждении, вернуться на родину, но этим воспользовались единицы, а масса заявила начальству, что «как гнали нас сюда, так пусть и возвращают под конвоем, а раскаиваться мы не желаем». Очень медленно бывшие казаки осваивались со своим положением.
Первое занятие, к которому они приступили, было рыболовство, затем понемногу начали заниматься торговлей, земледелием и т.д., но домами не обзаводились, жили в квартирах, и только всего 8-10 лет тому назад начали покупать в городе места и заводить постройки. В 1893 году было предложение уральцам прописаться в казалинские мещане, но на это ни один из них не выразил согласия, и вопрос об устройстве их быта до сих пор остается открытым. Правда, администрация их считает мещанами, но они всеми мерами от этого звания открещиваются. Поэтому они, например, уклоняются от получения паспортов для выезда куда-либо, так как в этих документах их прописывают мещанами. Уральцы - народ трезвый, работящий и стойкий в своих убеждениях, и представляют весьма большой контраст с православным населением города. Вопрос о прочной оседлости уральцев - вопрос только времени и, вероятно, решится сам собою, без административного вмешательства. Молодое поколение, родившееся и выросшее на Сырь-Дарье и связанное всеми своими жизненными интересами с этой рекой, можно полагать, никогда не покинет ее берегов. В 1910 году уральцев считалось в Казалинске до 1800 человек. С половины восемнадцатых годов, времени начала развития в более или менее значительных размерах рыболовного промысла, начинают селиться в городе Казалинске и местные аборигены - киргизы, число которых быстро увеличилось, и в настоящие время насчитывается не менее 4000 человек.
Евреи, выходцы из Бухары или других мест, со времени основания Казалинска также до 1 января 1887 года беспрепятственно здесь селились и обзаводились домами. Затем новый их наплыв администрацией был приостановлен, и, наконец, в начале 1910 года их осталось здесь на жительстве 25 семейств, которым даны права туземных евреев тем же порядком, как и в Ташкенте. Русских евреев в Казалинске мало, что зависит от общих мер, принимаемых администрацией края. Следующую группу населения Казалинска составляют сарты и таджики из разных городов и кишлаков Бухарского ханства, сарты из русского Туркестана, узбеки из Хивинского ханства, каракалпаки из Аму-Дарьинскаго отдела и персы, называемые здесь кызыл-башами. В недавнем прошлом, до завоевания Туркестанского края русскими, персы представляли из себя особый вид товара, которого много было на рынках Бухары, Хивы и Ташкента. Персов привозили сюда для продажи туркмены, захватывающие их в плен при набегах на Персию. Их особенно охотно покупали киргизы не только Туркестанского края, но и других областей. Так, например, нам приходилось неоднократно видеть кызыл-башей и их потомство от браков с киргизками в Тургайском уезде, Тургайской области. Все эти народности, поселившиеся здесь, как и татары, представляют сплоченную группу, объединенную одними и теми же торговыми интересами и религиозными верованиями. Последнюю группу населения составляют отсталые от разных переселенческих партий приволжских и малороссийских губерний, двинувшиеся в Туркестанский край после голодного 1891 года. По всеобщей переписи в 1897 году в городе Казалинске населения мужского - 4303, женского - 3282, а всего - 7585; временно пребывавших в день переписи мужчин - 138 и женщин -17; иностранных подданных: мужчин - 512 и женщин - 280; по родному языку: велико-русских с мало- и белорусскими - 2610, таджикских -352, татарских - 627, киргизских - 3358, сартовских - 435, узбекских - 42, остальные -161; по вероисповеданиям: православных с единоверцами -1230, римско-католического - 61, протестантского - 18, магометанского - 4754 и иудейского - 120.
Источник: «World Discovery Kazakhstan», № 01(12) 2007 г., записки Петра Ивановича Пашино.
Почтовая карточка. Изд. контрагентства А. С. Суворина и Ко. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко., Москва. 1914 год.
Точка съёмки указана условно.
|