Железнодорожный вокзал постройки нач. ХХ в. в Новоказалинске (с 1996 года - Айтеке би). Расположен на железной дороге Оренбург — Ташкент (участок Кандыагаш — Арыс), со строительством которой (1903 год) связано возникновение этого населённого пункта. Железнодорожная станция и поныне называется Казалинск.
Для справки: Ташкентская железная дорога образована при соединении казённой линии Оренбург - Ташкент и Оренбургской железной дороги, построенной в 1877-1906 гг. акционерным обществом Оренбургской железной дороги (устав утверждён в 1874). Проходила по территории Оренбургской, Самарской губерний, Сырдарьинской, Уральской, Тургайской областей. Связывала центр России с Казахстаном и Средней Азией. Способствовала экономическому развитию Средней Азии, росту переселенческого движения; дала возможность вывоза хлеба в Среднюю Азию, Основные линии: Кинель - Оренбург (движение открыто в 1877), Оренбург - Кубек (1905), Кубек - Ташкент (1906). Строительство северного участка дороги возглавлял А. И. Урсаги, южного - О. П. Вяземский. Протяженность (1913) - 2094 версты (одноколейная). В подвижном составе 552 паровоза, 7853 товарных и 655 пассажирских вагонов. На дороге построены железнодорожные мастерские (в Оренбурге, Актюбинске, Ташкенте). На Ташкентской железной дороге были построены зернохранилища (ст. Новосергиевская, Платовка), элеватор в Оренбурге (на 200 тыс. пудов); открыто 13 железнодорожных училищ, библиотеки. Чистый доход - в пределах 5% от осн капитала (184,2 млн. руб. в 1913 году).
В 1893 дорога передана в казну и присоединена к казённой Самаро-Златоустовской железной дороге, с 1905 получила название Ташкентской. Находилась в ведении МПС; управление в Оренбурге. В мае 1918 дорога передана НКПС. По состоянию на начало 1991 линии Ташкентская железная дорога входит в состав Южно-Уральской железной дороги, Среднеазиатской железной дороги и Западно-Казахстанской железной дороги.
Железнодорожная магистраль прошла 10 километрами севернее Казалинска. Здесь же были построены железнодорожный вокзал, паровозное депо, церковь, рабочий поселок Новоказалинск. Построены они быстро, без особых затрат, за счёт дешевой местной рабочей силы.
21 апреля 1909 года для казалинцев оказалось особо памятным днем. Администрации города вручен герб Казалинска, изготовленный по особому проекту по заданию правительства.
|