Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: После захвата Южного Сахалина японцами в 1905 году в административном отношении он стал представлять собой губернаторство Карафуто. К 1908 году официальное управление им было перемещено в селение Владимировку, которое было переименовано вначале в поселок, а в августе 1915 — в город Тоёхару. В дословном переводе с японского Тоёхара - "богатая, плодородная долина". Это поэтическое, чисто японское название служило не только обозначением природных особенностей местности, где началось строительство города. В какой-то мере и сам город Тоёхара должен был символизировать успехи Японии в освоении Южного Сахалина, который рассматривался правящими и промышленными кругами страны как своеобразное северное "Эльдорадо".
Вид на улицы Тоёхара и Муниципалитет Тоёхара.
Сохранением элементов русской застройки города японские власти не интересовались. И постепенно, по мере того как сносились избы русских поселенцев, Владимировка исчезала. Но последние исторические следы сохранялись в облике городских улиц довольно долго. Даже после войны в Южно-Сахалинске оставалось несколько домиков конца XIX века.
Оодори - финансово-торговый центр города.
Капитальное строительство в Тоёхаре и других городах Карафуто, развернувшееся в 20-30-е годы, сочетало в себе новые промышленные технологии и древние национальные традиции. Здесь возводились светские и культовые сооружения, отражавшие главные веяния в японской архитектуре того периода. Например, главный храм губернаторства - Карафуто Дзиндзя был выстроен в стиле гонгэн-дзукури, совмещавшем черты буддистской и синтоистской культовой архитектуры, получившем распространение в XIX веке. Увлечение достижениями европейской архитектуры проявилось в здании биржи, а затем Карафутского отделения Хоккайдского банка, украсившем центр Тоёхары в 1932 году.
На столичной улице губернаторства.
По облику и укладу жизни Тоёхара мало отличалась от других городов северных провинций Японии. В 1930 году в ней проживало 31,7 тыс. человек. Основную массу горожан составляли японцы. Кроме них в городе проживало 208 корейцев, 36 китайцев, 28 русских и 4 поляка. Из общей численности работающие составляли 11,3 тыс. человек (35,7 процента). Как установил по архивным документам профессор Бок Зи Коу, основным занятием городского населения Тоёхары были сельское хозяйство (16 процентов), служба в государственных учреждениях (18,6 процента) и торговля (28,8 процента). На центральных улицах города (нынешние улицы Ленина и Крюкова) располагалось множество магазинов, торговых лавок, мастерских, кафе, ресторанов, гостиниц и других заведений, конечно же, частных. В городе работало 25 врачей, 6 стоматологов, 3 ветеринара. По данным городской статистики числилось 109 гейш, а число безработных составляло 584 человека. Официально было зарегистрировано 116 представительниц самой древней профессии.
Целлюлозный завод Оози.
В январе 1917 года на северной окраине Тоёхары (ныне улица Бумажная) вступила в строй фабрика фирмы \"Оози\", с проектной мощностью 26 тысяч тонн целлюлозы и 4 тысячи тонн бумаги в год. Двумя годами ранее, в декабре 1914 года, была построена бумажная фабрика в Оодомари, а всего к 1935 году на территории Карафуто действовало восемь таких предприятий фирмы \"Оози\", рассчитанных на производство 111 тысяч тонн целлюлозы и 266,8 тысяч тонн бумаги в год. Их продукция составляла 80 процентов общей выработки бумаги и целлюлозы в довоенной Японии.
Быстрому развитию этой новой для Карафуто отрасли экономики способствовало наличие крупных запасов дешевого сырья, прежде всего - леса и угля. Девственные лесные массивы в то время занимали девять десятых южной части острова. Запасы леса на Карафуто оценивались в 3 миллиарда кок. Около 80 процентов сахалинских лесов были представлены такими ценными породами, как ель и пихта. Это делало Карафуто настоящим \"золотым дном\" для японских предпринимателей. Безудержная погоня монополий за прибылями обернулась для Сахалина подлинной экологической катастрофой. Безжалостно вырубались сотни тысяч гектаров леса. Огромный урон лесному хозяйству нанесли незаконные (браконьерские) вырубки и их неизбежный спутник - лесные пожары. Только с 1905 по 1932 год на Карафуто было зарегистрировано 913 крупных лесных пожаров. Они охватили площадь в 560 тысяч гектаров и принесли убытки на 14,6 миллиона иен. Отдельные попытки восстановления лесов не восполняли причиненного ущерба. За 20-30 лет интенсивной эксплуатации, лесные ресурсы Южного Сахалина оказались в значительной мере исчерпаны.
Синтоистский храм Карафуто дзиндзя. Храм посвящен силе японского духа
Как и многие другие японские памятники, после 1945 года \"Карафуто-дзиндзя\" был до основания разрушен. Разобрали на слом и находившийся рядом прекрасный буддийский храм. В 60-е годы на месте этого уникального храмового комплекса началось строительство Южно-Сахалинской городской больницы, а чуть в стороне разместилось здание загородной гостиницы обкома партии. О японских храмах напоминают лишь следы массивных каменных фундаментов и остатки сосновой рощи. В 1980 году на этом месте был открыт мемориал советским воинам, павшим в боях за Южный Сахалин и Курильские острова на завершающем этапе второй мировой войны.
Вокзал Тоёхара.
В сентябре 1921 года началось строительство дороги Тоёхара - Маока, имевшей важное значение, ибо она связывала столицу губернаторства и центральные районы Карафуто с западным побережьем. Она прошла сквозь тайгу, через несколько горных перевалов и многочисленные распадки. Пришлось пробивать 15 тоннелей, общей протяженностью свыше 5 километров, возводить 35 мостов и около железнодорожных станций. Можно сказать, что по тем временам это было самое крупное и, в инженерно-техническом отношении, наиболее сложное сооружение на Сахалине. В некоторых местах линия полотна велась в виде сложной спирали. Один из самых трудных участков дороги - в районе станции Экинохара (Николайчук), где находился знаменитый \"Чертов мост\". Строительство осуществлялось за счет государственных субсидий и продолжалось семь лет. Наконец, 3 сентября 1928 года открылось движение поездов по всей линии от Тоёхары до Маоки.В 30-е годы было продолжено строительство железной дороги вдоль восточного побережья до города Сикуки (Поронайск) и далее на север до станции Котон (Победино).
Развитие железнодорожной сети превратило Тоёхару в главный транспортный узел и экономический центр Карафуто. К этому времени в городе был построен железнодорожный вокзал, паровозное депо.
Мэрия города Тойохара.
Всеми вопросами повседневной жизни города Тоёхары занимался муниципалитет, возглавляемый мэром. Территория городской волости Тоёхара составляла 670 квадратных километров, что примерно в полтора раза больше современной территории Южно-Сахалинского горсовета. В нее входили близлежащие населенные пункты: Ойвакэ (Ближнее), Икусагава (Дальнее), Намикао (Троицкое), Накадзава (Успенское), Осава (Большая Елань), Киякава (Хомутово), Карамацу (Лиственничное) и другие.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Южно-Сахалинск. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Южно-Сахалинск? Разместите не менее 30 старых фотографий города Южно-Сахалинск с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Южно-Сахалинск". Подробнее >>