Над средневековым Гезлевом начиная с XVI века возвышается мечеть Хан-Джами.
Мечеть Джума-Джами - самая большая по площади в Крыму и на Украине. Ряд исследователей полагают, что Хаджи Синан взял за основу при строительстве мечети Хан-Джами конструктивные особенности и формы собора св. Софии в Константинополе. Иные считают, что это влияние иранского зодчества на Крым.
Эпоха Возрождения не только брала за основу древние памятники (они действительно вдохновляли авторов), но и вплавляла в архитектуру элементы культур всех племён и народов, создавая свой стиль в архитектуре, отличный от ранее существовавших.
Имеет место мнение, что мечеть Джума-Джами это перестроенный и достроенный византийский храм, о чем косвенно свидетельствует ряд фактов. Часть фактов о византийском прошлом мечети изложена в книге евпаторийского писателя А. Н. Стома «Очерки Евпатории».
Хан-Джами воздвигнута в 1552 году османским зодчим Мимаром Ходжи Синаном ибн Абдулменнаном. О его этническом происхождении спорят ученые Турции, Греции, Албании. Трудно сказать, кем по национальности был Синан. Известно, что он был воспитанником корпуса янычар. Родился Синан в деревушке Агириа в Кесарии.
Он, как и многие представители эпохи Возрождения, был энциклопедически образован, будучи не только архитектором и военным инженером, но и математиком, и астрономом. В списке мечетей, построенных Ходжи Синаном, приведенном в книге турецкого историка Д. Эссада, евпаторийская мечеть значится под № 77 и называется «Мечеть Татар-Хана в Гезлеве (Евпатория) или Хан-Джами».
Ходжи Синан прожил долгую жизнь - 110 лет: родился он в 1489 или 1490 г. - умер в 1599 или 1600 г. При четырех турецких султанах с 22 лет и до смерти был он главным архитектором империи, построил свыше 400 сооружений, из них 131 мечеть (81 соборную и 50 малых), 55 медресе, 19 мавзолеев, 7 библиотек, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань, кроме того, часовни, селитроварни, фонтаны, мосты, виадуки водопроводов.
Лучшими образцами творчества Синана являются три мечети: Шах-заде (1543-1548 гг.) и Сулеймание (1550-1557 гг.), построенные в Стамбуле, и Селиние в Эдирне (1563-1575 гг.). Синан считал Шах-заде ученическим опытом, Сулеймание -работой подмастерья. Твореньем, достойным мастера, признавал лишь монументальный комплекс - мечеть Селиние в Эдирне (Адрианополь) (1569-1575 гг.), возле которой он и похоронен. На могильной плите написано: «...Этот искусный архитектор воздвиг в 80 местах мечети и умер, прожив больше 100 лет».
Синан приступил к созданию мечети Хан-Джами в 1552 году во времена правления хана Девлет-Гирея (1550/51-1557 гг.), а закончил ее строительство при его преемнике Мехмед-Гирее в 1564 г. Надзор за ней был поручен придворному духовнику Эмир-Хатипу. На лицевой стороне михраба мечети была дата: 979 г. Хиджры (1570/71 г.).
Не исключено, что мечеть начали строить в 1522 г. В это время в Кафе (Феодосия) строится мечеть Селимие, которая является как бы моделью Хан-Джами. Это год прибытия зодчего в Крым. Из документов мы знаем, что султан Сулейман отозвал мастера из Гезлева в Константинополь для сооружения мечети Сулеймание (1550-1557 гг.). Синан разрывался между двумя творениями: начатым и не завершённым - в Гезлеве, и новым - в Константинополе. Поэтому он не торопился покинуть Гезлев. И тогда султан напомнил ему, что сто лет назад зодчий Аяз был казнен за медленное исполнение султанского указа. Во время отсутствия Синана мечеть достраивали его ученики.
По крайней мере до 1927 года в мечети хранился Коран, датированный 1414 годом, т.е. написанный на 138 лет раньше, чем сооружена мечеть. Сейчас этот Коран находится в одном из музеев г. Санкт-Петербурга. Сравнение каллиграфии Корана могло частично пролить свет на датировку начала и окончания строительства.
Значение слова «Джами» - мечеть, поэтому Хан-Джами - Ханская мечеть. Слово «Джума» переводится как «пятница», но в некоторых текстах - как «святая пятница» или «соборная - пятничная мечеть». Поэтому ее называют Джума-Джами - пятничная мечеть. Первоначально мечеть называлась Хан-Джами.
В мечети долгое время, сохранялся древний акт, на котором расписались один за другим 18 ханов, властвовавших в Крыму до присоединения полуострова к России. Крымские ханы, получив в Константинополе право (фирман) на ханство и следуя в Бахчисарай, как правило, сходили с корабля в Гезлеве. Здесь, в мечети, хан предъявлял подданным свои права на власть и расписывался в документе.
Во двор мечети с востока ведет ныне закрытая калитка, на восточном фасаде есть обитая кованым железом дверь, ведущая в ханскую ложу. За дверью начинается наружная крытая лестница, ведущая на висячий балкон, а оттуда через небольшую дверь - на второй этаж мечети. Раньше юго-восточный угол второго этажа был отделён деревянной перегородкой.
Мечеть Джума-Джами представляет собой центрально-купольное здание с лаконичными и строгими формами, в плане приближающееся к квадрату. Снаружи мечеть напоминает куб. Её высота около 22 метров, а общая ширина равна почти 21 метру. Несмотря на огромные размеры здания, пятьдесят девять окон различной формы (стрельчатые, полукруглые и круглые) придают постройке легкость, внутрь проникает мягкий рассеянный свет.
Венчает мечеть одиннадцатиметровый купол. Вокруг купола расположено одиннадцать разновеликих куполов. Это оживляет строгие кубические формы здания и вносит гармоничное разнообразие. Ранее купола были покрыты свинцом, сейчас - оцинкованным железом. Барабан центрального купола прорезан в своем основании шестнадцатью широкими окнами с полукруглым перекрытием. От этого купол зрительно как бы поднимается, и нижние края его точно распластываются в воздухе; он кажется невесомо парящим в лучах света, льющегося через окна. Всей массой центральный купол опирается непосредственно на сферические паруса и килевидные подпружные арки. Их распор передастся на четыре мощных столба. Квадратное в основании центральное помещение мечети вверху переходит в восьмиугольник. Это достигается путем двухъярусного среза углов квадрата, а срезы, в свою очередь, как бы связывают центральный купол с малыми куполами в единое целое, устремленное вверх. Архитектурная композиция отличается постепенным наращиванием высоты и соответствующим усложнением геометрических объемов.
Стены здания выложены из крупных, хорошо отшлифованных блоков камня-ракушечника.
С восточной и западной стороны расположены 35-метровые минареты, восстановленные во второй половине ХХ в. (древние упали в XVII веке). Указывают несколько причин их разрушения: сильный штормовой ветер, удар штормовой волны в городскую крепостную стену, вызвавший гидродинамический эффект, землетрясение, моретрясение. Достоверных сведений о времени и причине разрушения нет. Вначале обрушился восточный минарет, а в 1836 г.-западный.
В «Книге путешествий» Эвлия Челеби, который был в Гезлеве в 1666-1667 гг., упоминает уже об одном разрушенном минарете.
При реставрации мечети в 1869 г. на уровне малых куполов минареты были законсервированы и покрыты шатровой крышей, защищавшей их от дальнейшего разрушения.
Минареты восстановлены в 1985 г. Минарет Джума-Джами в нижней части -восьмигранная пирамида, посаженная на усеченную четырехгранную меньшего диаметра (2,3 м); верхняя часть ствола, круглая в сечении, - несколько меньшего диаметра (1,9 м). Техника кладки таких минаретов очень сложна. Каждый камень обтёсывался по шаблону и весьма точно укладывался на заранее рассчитанное место. Вверху минарета - балкон (шерфе), оттуда муэдзин созывал верующих на молитву. Над шерфе возвышается более тонкая башенка, почти круглая в сечении, крытая конической кровелькой со шпилем, на конце которого -религиозная эмблема (алем) - полумесяц. Главный купол мечети украшен эмблемой, напоминающий двойной рог (это самый древний тамгообразный знак, сохранившийся на куполе мечети на территории Крыма).
Входов в мечеть 4: главный — северный, два боковых - западный и восточный, рядом с которым устроен вход на балкон для хана.
Северный фасад украшает нортекс -притвор, перекрытый пятью небольшими куполами (четыре из них диаметром 6 метров, центральный - несколько большего размера). Купола опираются на арки, которые поддерживают тонкие мраморные колонны с капителями и базами. На открытой галерее имеются две ниши михрабов, орнаментированные в сельджукском стиле, ими пользуются при большом скоплении верующих.
Главный вход имеет две двери: - внешняя - наборная, из различных сортов дерева; внутренняя - остеклённая. Над узорчатой деревянной дверью - мраморная доска с резной арабской надписью: «С именем Аллаха милостивого для всех на этом свете и только для верующих на том свете».
Внутренняя часть мечети имеет четыре мощных колонны, держащих купол; между колоннами - двойные арки.
Колонны и арки делят мечеть на три нефа. Ширина центрального — 11,5 метров, двух боковых — 4,65 метра. Центральный неф отделяется от боковых галерей двухъярусными полуциркульными аркадами. В первом этаже боковых галерей - плоские, отделанные деревом узорчатые потолки. Пол первого этажа выстлан каменными плитами.
Южная часть мечети перекрыта большим полукуполом, передающим нагрузку на стену, причем, его низкий полукруглый восьмигранный барабан составляет единое целое с южной стеной. В стене с юга - шесть окон, расположенных в три яруса; на первом они прямоугольные, забранные железными решетками, на втором - килевидные. В верхней части стены (она же одновременно южная грань барабана полукупола) расположены два круглых окна. Южная сторона -кыбла (направление к Мекке) в центре имеет алтарь - михраб. Это неглубокая пятигранная ниша высотой 4,5 метра. По наружным сторонам михраба - две полуколонны; свод михраба состоит из восьми рядов резных «сталактитов». Около него справа - мимбер -высокая полуоткрытая кафедра. Коническую деревянную крышу мимбера венчает украшение в виде сияния. Начало крутой, в 12 ступеней лестницы, ведущей в мимбер выполнено в виде П-образной арки. Налево от мимбера у первого пилона располагалась открытая кафедра-курси - для проповедников и толкователей Корана.
К восточной и западной стенам мечети пристроены хоры - мафиль, перекрытые плоскими куполами, которые покоятся на низких восьмигранных барабанах. Два этажа галерей освещаются двенадцатью окнами (семью - в западной стене и пятью - в восточной). Распор большого купола здания погашается мощными пилястрами южной стены, поддерживающими и галереи. Низкая арочная дверь на втором этаже восточной галереи ведет на висячий балкон, который первоначально, вероятнее всего, имел меньший размер.
Второй этаж галереи разбит полуциркульными арками на три квадрата, перекрытых полусферическими куполами, полы деревянные. На уровне второго этажа мечеть стянута коваными металлическими стяжками, окрашенными охрой.
В северной стороне мечети восемь окон, разных, как по форме, так и по размерам, но в целом, композиционно отвечающих форме строительной подпружной арки, заполнением которой является эта стена. В ее нижней части расположено три больших стрельчатых окна, несколько выше - два меньшего размера. Между стрельчатыми окнами - три круглых.
Вдоль северной стены расположилась открытая галерея, соединяющая западную и восточную стороны. На нее можно попасть по крутой винтовой лестнице, расположенной слева и справа от центрального входа. Галерея опирается на новые деревянные колонны, которые установлены на древние капители. Справа от входа - остекленный деревянный объем. В левом, северо-восточном углу здания в 2003 году возник еще один такой же объем.
По верхнему ярусу мечети проходят цветные витражи, означающие четыре времени года: зиму, весну, лето, осень, что в единстве своем символизирует вечность.
Возле мечети - большой прямоугольный двор, обнесенный современной невысокой каменной оградой с решеткой. Во двор можно попасть с севера, через ворота и калитку. Восточная калитка последний раз открывалась для входа посетителей 16 мая 1916 года (при приезде в мечеть Николая II), эта калитка ведет к ханской ложе, через нее Николай II вошел в мечеть, а вышел через северные ворота. Во дворе мечети два возвышающихся газона в северно-восточной и восточной части двора: до 1985 года культурный слой был на такой высоте. На северном и восточном фасадах сохранились мраморные надгробия турецких адмиралов и генералов времен Крымской войны.
В северо-восточном углу двора располагалось двухэтажное здание, с балконами по восточному и западному фасаду, балконы поддерживали колонны, крыша была покрыта черепицей - татаркой. Это несохранившееся здание - кофейня.
Некогда в северной части двора журчал фонтан. В 2002 году, в ходе реставрации двора, строители обнаружили фрагмент каменной детали фонтана с частью вмурованной керамической грубы; к сожалению, этот фрагмент утрачен.
«Мечеть «Ханджами (ХVI век)». С раскладного комплекта видов «Евпатория». Крымоблтиполитография, г. Симферополь, Кирова, 23. 1958 год.
Современный вид, юго-запад:
https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/239759446.1/0_10b34b_487914c9_orig
Юго-восток:
https://img-fotki.yandex.ru/get/15599/239759446.1/0_10b34c_61bbf446_orig
Запад:
https://img-fotki.yandex.ru/get/16178/239759446.1/0_10b34d_36351b1e_orig