После сдачи в эксплуатацию железной дороги Оренбург — Ташкент в 1905 году, в городе построены здание железнодорожного вокзала и депо. Здание железнодорожного вокзала построено из жженого кирпича в стиле русского архитектурного искусства.
Возможно, здание вокзала в Перовске проектировал немецкий архитектор Келлер. Причем планировали и всё необходимое для жизни станции: служебные помещения, водонапорную башню, храм, колодцы и т.п. В краеведческом музее имеется соответствующий чертёж, и подписывал проекты сам генерал-губернатор Ташкента Кауфман.
Достоверно известно, что на крупных станциях были рестораны, поэтому остановки делались большие - 30-40 минут. В хорошую погоду столы накрывали прямо на перроне. Сервировка была богатая, блюда тоже.
После сноса исторических зданий железнодорожных вокзалов в 1970-е годы в Уральске и Актюбинске, город Кзыл-Орда остался единственным областным центром Казахской ССР, в котором сохранилось пассажирское здание дореволюционной постройки. В 1983 году областным историко-краеведческим музеем был сделан паспорт и взят под охрану государства. В нынешнее время находится в Государственном списке памятников истории и культуры местного значения. В 2009 году паспорт здания обновлен.
На фото: вид со стороны перрона, 1960-е гг.
|