Тамара Чернова
Савицкая
Родилась 2 января 1928 года в Свердловске.
Заслуженная артистка РСФСР (27.06.1966).
В 1947 году окончила театральную студию при Киевском русском театре им. Леси Украинки, переехав в Ленинград, около года проучилась на актерском факультете Ленинградского театрального института.
После съемок в фильме "Смелые люди" была принята на второй курс Школы-студии МХАТ, по окончании которой в 1953 году вошла в состав труппы Театра им. Моссовета. В 1991 году из-за болезни оставила сцену.
Рашид Бейбутов
14 декабря 1915, Тифлис — 9 июня 1989, Баку.
Азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр.
Народный артист СССР (1959).
Рос весёлым, жизнерадостным, общительным парнем. Ни одной событие в школьной самодеятельности не обходилось без запевалы школьного хора Рашида Бейбутова.
В 1933 году Рашид поступает в железнодорожный техникум. Однако премудрости железнодорожного дела он постигает неохотно — всё своё время и силы Рашид отдаёт самодеятельному студенческому оркестру, который был им и организован. Уход в армию, где он сразу стал певцом-солистом армейского ансамбля, оказался лучшим выходом из этого двусмысленного положения. В ансамбле начинает понемногу складываться репертуар молодого певца: он поёт популярные песни И. Дунаевского, М. Блантера, А. Новикова, песни композиторов Закавказья. Но центральное место занимают азербайджанские народные песни. После окончания службы в Армии Рашид Бейбутов становится солистом одного из тбилисских эстрадных коллективов, а ещё через некоторое время переходит в Государственный джаз Армении под руководством талантливого композитора А. Айвазяна. В те годы ереванский Госджаз был очень популярным коллективом, и стать его солистом уже означало определённое признание и успех. Коллектив много гастролировал не только по Кавказу, но и по всей стране. Добрался даже до Владивостока.
В конце 1930-х годов Бейбутов пробует свои силы в Армянском государственном театре оперы и балета имени Спендиарова, где ему доверяют сольные теноровые эпизоды в хоровых отрывках классических опер. Вместе с театром он впервые выступает в Москве на Декаде армянского искусства в 1939 году.
Летом 1941 года в Москве планировалось проведение II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Рашид Бейбутов тщательно готовился к конкурсу и во второй раз отправился в столицу. Ещё в поезде, он узнаёт о начале Великой Отечественной войны. Конкурс был отменён, и Бейбутов вернулся в Ереван.
Известно, с каким вдохновением и напряжением трудились в годы войны исполнительские коллективы, поднимая настроение и боевой дух советских солдат. Не был исключением и Государственный джаз Армении. В мае 1942 года коллектив командируется на Крымский фронт. Артисты выступали в солдатских окопах под открытым небом, в землянках, в наскоро сколоченных бараках походных госпиталей в любое время дня и ночи. Не раз концерты прерывались боевой тревогой, артобстрелом или бомбежкой. Выступления на передовой требовали полной самоотдачи. Возникла необходимость и в обновлении репертуара. Рашид Бейбутов поет знаменитую "Давай закурим" — музыка М. Табачникова, стихи И. Френкеля, "Крымскую боевую" А. Айвазяна на стихи О. Гукасяна и многие другие военные песни.
Но в это трудное время людям нужно было не только искусство, посвящённое суровым военным будням. Не менее нужными оказались весёлая штука, жизнерадостный юмор. В конце 1943 года на Бакинской киностудии было принято решение об экранизации популярнейшей музыкальной комедии Узеира Гаджибекова "Аршин мал алан", произведения далёкого от военной тематики. Первоначально Рашида Бейбутова не было в списках исполнителей, но по счастливой случайности один из постановщиков фильма оказался на концерте в Бакинском доме офицеров, где Бейбутов, гастролировавший в этом время в Баку, исполнял известную арию Аскера. Впечатление было таким сильным, что малоизвестный молодой певец был приглашён на главную роль в фильме. Фильм вышел в 1945 году. Успех его был ошеломляющим.
На рубеже 1940-1950-х годов Бейбутов выступает в городах Поволжья, Урала, Кузбасса, Сибири, на Алтае. Часто приезжает в Москву и Ленинград. Участвует во всех юбилейных праздничных концертах. Поёт на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Будапеште (1949).
В 1944-1956 годах был солистом Бакинской филармонии, в 1953-1960 годах — солистом Азербайджанского театра оперы и балета.
В начале 1950-х годов Бейбутов побывал в Болгарии, Венгрии, Италии, Индии, Китае. И в каждой, помимо своей обычной программы, артист пел песни этой страны, причём непременно на языке оригинала.
Песенный репертуар певца был необъятно широк. Основное место в нем, естественно, занимали произведения азербайджанских композиторов. Кто из любителей музыки старшего поколения не помнит "Кавказской застольной" и "Песни нефтяника" Т. Кулиева, песен С. Рустамова "Баку" на стихи Ю. Гасанбекова (русский текст В. Татаринова). Исполнял он и такие популярные песни, как "Подмосковные вечера" Василия Соловьёва-Седого на стихи Михаила Матусовского, "Я люблю тебя, жизнь" Эдуарда Колмановского на стихи Константина Ваншенкина.
В 1966 году Бейбутов организовал Азербайджанский театр песни (сейчас носящий его имя) и руководил им до конца своих дней.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Сталинская премия второй степени (1946) за роль Аскера в фильме "Аршин мал алан";
Герой Социалистического Труда (1980);
Лауреат Государственной премии;
Кавалер ордена Ленина.
к/ф Любимая песня
Другое название: Бахтияр
Режиссер: Лятиф Сафаров
Сценаристы: Борис Ласкин, Николай Рожков
Оператор: Ариф Нариманбеков
Композитор: Тофик Кулиев
Художники: Джебраил Азимов, Эльбей Рзакулиев
Производство: Бакинская киностудия
Год: 1955
Премьера: 29 мая 1956 (Москва)
Актеры: Рашид Бейбутов, Тамара Чернова, Фаик Мустафаев, Агасадых Герайбейли, Мамедрза Шейхзаманов, Исмаил Эфендиев, Константин Мякишев, Татьяна Пельтцер, Лютфи Мамедбеков, Мухлис Джани-Заде,Исай Гуров, Минавар (Мина) Калантарли, Мамед Садыков, Ага Гусейн Джавадов, Софа Басирзаде, Сона Гаджиева, О. Эфендиев, Л. Белых, И. Юзбашев
Бахтияр Мурадов (Рашид Бейбутов), обладатель прекрасного голоса, мечтает стать нефтяником, как и его отец. Герой становится буровым мастером, а его любимая девушка Саша Верховская уезжает в Москву поступать в геологоразведочный институт. Вместе с ней едет и соперник Бахтияра толстяк Юсуф, мечтающий посвятить себя торговому делу. История складывается таким образом, что певец не может не петь, торгаш не может не торговать, а любимая не может забыть любимого...
|