Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Их называли \"плесенью\" и \"мусором\". Их выгоняли из ВУЗов за ношение американских штанов и \"неуставные\" танцы. Им говорили, что они - враги советской власти наравне с вредителями и ворами. А они не были против советской власти, они были целиком аполитичны и просто хотели жить, как им нравится.
Стиляжничество, впрочем, родилось в среде детей высоких партначальников, дипломатов, ученых - тогдашней элиты, жившей в сталинских высотках. Первые упоминания о стилягах относятся к 1947 году, а уже в 1949-м в журнале «Крокодил» выходит знаменитый фельетон Д. Беляева «Стиляга», после которого слово закрепилось окончательно. Очень забавно, что автором фельетона стиляги воспринимались как отрыжка прошлого (подзаголовок фельетона - «Типы, уходящие в прошлое») - они, вероятно, напоминали ему об одеждах и развлечениях времен НЭПа; движения в чарльстоне тоже отличались некоторым неестественным вихлянием.
Однако фельетонист ошибся: это было новое явление. Будучи поначалу «болезнью элиты», стиляжничество вскоре проникло в обычную городскую среду и вышло на улицы. Это совпало со смертью Сталина: на 1953-1957-е приходится пик субкультуры.
Стиляжничество сразу обнажило две опасные трещины в советском обществе: оно подчеркнуло социальное и культурное неравенство в СССР. Стиляжничество было в основном чуждо рабоче-крестьянскому сознанию: это была забава больших городов, столичных; и чаще всего - детей из семей интеллигенции (впрочем, стилягами становились и дети рабочих - как, например, главный герой фильма Тодоровского).
Как следствие, социальное неравенство подчеркнуло материальное. Заграничные одежда и обувь, а также пластинки, карманные деньги - это привилегия в первую очередь детей советской элиты. Оно всегда было, это неравенство, но тут как-то уж очень неприятно полезло наружу.
Когда обычные городские дети стали притворяться богатыми и свободными (как и сегодня молодежь копирует повадки и манеры элиты), это неожиданно поставило в тупик идеологический аппарат.
Формально стиляг не за что было наказывать или сажать.
Нельзя было посадить за яркий пиджак или ботинки на «манной каше». Не было такой статьи - да и не могло быть.
Поэтому поначалу их только порицали и осуждали, но поделать с ними ничего не могли.
Есть растиражированный миф о стилягах как о бездельниках, тунеядцах и пр., однако, как свидетельствуют сами участники движения, почти все они учились (в основном, в вузах) или работали и в этом смысле от большинства советских людей ничем не отличались. И за фарцовку их тоже нельзя было посадить: они действительно покупали вещи у спекулянтов - но сами-то не торговали.
Более всего раздражал внешний вид стиляг: сильно зауженные брюки - в противовес тогдашней моде на широкие, пиджаки с подбитыми ватой плечами и на несколько размеров больше, самодельные ботинки на толстой подошве. Впрочем, одевались кто во что горазд, по средствам. Ветераны-стиляги подчеркивают, что общей чертой была именно вызывающая абсурдность одежды, ее самопародийность, нелепость, а не «заграничное происхождение» или расцветка, как принято считать.
Столь же нелепым было и основное развлечение стиляг - «брэкование по Броду», то есть гуляние по местным бродвеям: (в Москве - нижняя часть Тверской улицы, от памятника Пушкину, в Ленинграде - часть Невского проспекта). Отчасти эти брожения напоминают современные флэш-мобы. Один из стиляг вспоминал, что распространенной шуткой было пристроиться незаметно к какому-нибудь прохожему и идти за ним, длинной вереницей повторяя его движения: «Вскоре за прохожим шла уже довольно большая группа стиляг. Остановится какой-нибудь старичок у витрины – и мы тоже останавливаемся. Когда прохожие смеялись, а старичок оборачивался, мы просто стояли, как ни в чем не бывало. И так часами могли за людьми ходить, а если звали милицию, просто расходились в стороны и все».
Советская власть, однако, сразу почуяла угрозу в этом тихом пересмешничестве, в этом петушином отступничестве и безобидном паясничании. Ее, по-видимому, бесила именно бессмысленность, немотивированность поведения. На что они намекают? Что подразумевается? - терзалась идеология привычными вопросами и не могла найти ответа. Все ветераны движения подчеркивают, что «политики» у стиляг не было ни грамма (многие были комсомольцами, спортсменами; известен по крайней мере один стиляга, ставший впоследствии полковником КГБ).
Общественное порицание стиляг вызвало уже всенародное подражание. Все карикатуры и фельетоны в результате породили настоящую массовую моду на просто более элегантную и оригинальную манеру одеваться: уже в конце 50-х чуть-чуть заузить штаны или по крайней мере не стричься под полубокс считалось среди широких масс хорошим тоном. Именно это - массовое, народное подражание моде стиляг - является самым интересным и малоизученным феноменом.
Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
Стилягам было важно не только выделить себя из толпы при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее - жаргона. Частично этот слэнг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг:
Бродвей (или Брод) - как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне - Тверская). Там же располагался знаменитый Коктейль-Холл (культовое место московских стиляг).
В Ленинграде Бродвеем был Невский проспект, в Баку - улица Торговая. Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже - городском районе.
• Чувак - молодой человек.
• Чувиха (чува) - девушка.
• Хилять - ходить, фланировать.
• Кинуть брэк - пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».
• Чуча - песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» («Chattanooga Choo-Choo...»)
А что же произошло потом? Потом пришли романтические шестидесятые, за ними - циничные семидесятые. Партийных и комсомольских деятелей всё меньше и меньше раздражали танцующие люди в цветных пиджаках.
...А в середине восьмидесятых вдруг возникла кратковременная мода на \"ретро-стиль\", который диктовала группа \"Браво\" с её романтизированным представлением о стилягах. Нет. Не так. С романтизированным представлением о той эпохе, в которую жили стиляги. Потому что очень уж много в песнях группы \"Браво\" солнца, синего неба и некой совершенно недосягаемой dolce vita...
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам тематических сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с близкими по тематике и дружественными сайтами. а) Хотите получить обратную ссылку на Ваш проект из данного раздела? Разместите не менее 30 старых фотографий из Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - и мы скорее всего разместим ссылку на Вас. Подробнее >>