построен по чертежам известного нашего специалиста по мостовым сооружениям профессора Белелюбского.Александровский (Сызранский) мост на Волге - железнодорожный мост через Волгу на территории Симбирской губернии около г. Сызрани (ныне Самарская область). Возводился с 1876 по 1880 для Оренбургской железной дороги. Назван Александровским в честь 25-летия царствования Александра II. По счету был вторым мостом через Волгу (первый сооружен около Твери). Проект разработал профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н.А.Белелюбский. Строительными работами руководил выдающийся русский мостостроитель Б.И.Березин. Мост у Сызрани, имевший 13 пролетов по 110,7 м каждый, по тому времени относился к крупным техническим сооружениям, а по длине долгое время занимал первое место в Европе и шестое место в мире. Его протяженность составляла 645 сажен (почти 1,5 км). Бутовый камень для 12 быков и 2 береговых устоев брался в основном из Жигулевских гор. В работах участвовало 2,5 тысячи человек со всей Симбирской губернии. Строительные работы оценивались в 7 млн. руб. Первый поезд проследовал по мосту 30 августа 1880 года. С завершением строительства Сызранский мост соединил общую сеть железных дорог с Заволжьем и Сибирью. Собственно же строителями его были сначала инженер Струве, прославившийся своими мостами через Днепр и Неву, а потом, по случаю отказа его, инженеры Михайловский как подрядчик и Березин как техник. Обошелся мост более 7 миллионов рублей и строился он, считая с перерывами, 5 лет. Царица русских рек делала со своей стороны все, чтобы обращать в ничто дерзкие замыслы инженеров и не дать им перепоясать свои от века вольные струи железною рабскою цепью. С Волгою ладить инженерной науке приходилось много труднее, чем с какой-нибудь иною большою рекой. В весеннее половодье она поднимает свои воды на высоту 6 сажен выше обычного уровня и достигает более 12 сажен глубины, разливаясь в то же время на 7 и на 8 верст в ширину и стремясь вниз к старому Каспию с быстротою 420 футов в одну минуту, иначе сказать, пробегая в 1 час более 7 верст. При таких условиях работы делаются совершенно неозможными и приходится ждать около трех месяцев, пока воды не войдут в свое обычное русло. Нужно прибавить к этому грозный волжский ледоход, который бывает здесь не только весною, но обыкновенно и осенью, перед окончательным наступлением зимы. Громадные льдины страшной тяжести несутся друг за другом и друг на друга с одуряющею быстротою и сокрушают как игрушку всякую начатую работу, все, что не успевают укрепить к тому времени надежным образом. Все эти неодолимые условия местности несомненно задержали успешный ход работ и невольно удорожили их стоимость.
Пароходы могут проходить только под некоторые из тринадцати пролетов волжского моста, для чего на этих пролетах выставлены особые значки. Но вообще пароходы минуют мост без всякой тревоги и опасности. Совсем другое дело злополучные беляны. Эти неуклюжие, высоко и тяжело нагруженные суда, сидящие в воде до самых бортов, без парусов, без пара и без весел, отчаянно мучаются, пока им удается кое-как проползти под назначенные для них пролеты моста, где стремнина реки неудержимо наносит их на каменные устои. Вон целых четыре лодки-поводыря тащат за собою на буксире собравшийся в кучу караван этих громоздких карапузов, надрываясь от усилий и с боя овладевая каждым шагом вперед. Мы уже ушли бог знает как далеко от моста, а они все, бесплодно копошатся у его каменной пяты. Еще, пожалуй, труднее справиться с пролетами моста лесным плотам, которые плывут сверху на низ, обширные, как площади, с построенными сверх бревен домиками для рабочих, с перилами кругом, настоящие плавучие пристани, оторванные от какого-нибудь городского берега. Течение вертит ими во все стороны, и они то и дело упираются далеко раскинутыми углами то в один, то в другой устой моста, сами себе загораживая ход."
|