Об этой интересной машине изве¬стно немного. Кроме того, что она находится в музее БТВТ в Кубин¬ке, иную достоверную информацию вы вряд ли отыщите. А вот сказок и поверий о ней хватает с избытком. Согласно од¬ной из них (кстати, уже пересказанной за рубежом) этот бронированный «три-цикл» захватили в боях на Курской Дуге. Другая уверяет, что машина была зако¬пана немцами при отступлении где-то в Белоруссии (вариант — в Польше) и ее разыскали только после войны саперы. До недавнего времени автор верил в рас¬сказ одного из старожил Кубинки, кото¬рый со знанием дела рассказывал, что эту каракатицу нашли на свалке одной из наших воинских частей, расквартиро¬ванных в середине 50-х годов в Герма¬нии. При этом назывались весьма прав-доподобные детали, которые придавали повести наиболее значимый вес. Так, например, сообщалось, что башня от «трехколесника» находилась на расстоя¬нии нескольких десятков метров от кор¬пуса, опрокинутого в громадную ворон¬ку, на дне которой валялись какие-то выпавшие детали. Будто, были найдены следы огня на внутренней поверхности, из чего делался вывод о ее поджоге при отступлении и т.д. Дата находки, вроде бы «поется» с отсутствием какой бы то ни было информации об этом уроде в «кубинском» фотоальбоме «Трофейные танки и САУ» 1947 г.
Для тех, кто еще не понял, о чем мы поведем речь в статье, поясню, что речь идет о немецком трехколесном брони¬рованном минном трале громадных раз¬меров, что стоит почти прямо напротив входа в шестой павильон Музея Броне¬танкового вооружения и техники. Эта трехколесная каракатица неизменно привлекает внимание многочисленных посетителей музея и потому всегда инте¬ресовала и автора этой статьи. Как во¬дится, сначала я попытался проштуди¬ровать немецкие источники и, к своему удивлению, не нашел в них практически ничего. Затем, просмотрел вообще всю доступную иностранную литературу и нашел... массу предположений, среди которых мелькали уже рассказанные вы¬ше легенды. И все.
Затем, был период изучения докумен¬тов, относящихся к концу войны и после¬военному периоду. Однако и сегодня я не могу похвастаться хорошими результата¬ми. Но тем не менее, могу поделиться ин¬формацией, которая бесспорна.
Эта боевая бронированная машина была создана совместными усилиями трех немецких фирм «Крупп», «Даймлер-Бенц» и «Алкетт», причем оконча¬тельная сборка и отладка механизмов проводились последней. Один из шиль-диков, сохранившихся на механизме от¬бора мощности для поворота машины имеет дату — 1Х/41, что позволяет сде-лать предположение о дате изготовления этого механизма и изделия в целом:
осень 1941 —зима 1942 г.
Первое упоминание об этом брони¬рованном монстре встречается в справ¬ке «об обнаруженных на территории
Германии экспериментальных образцах вооружения, представляющих инте¬рес», датированной осенью 1946 г. К со¬жалению, до сих пор не установлено место обнаружения машины. Но, со¬гласно упомянутой справке, в которой были отдельно перечислены «образцы полигона Кумерсдорф», машины там не было.
Фотографии обнаруженного «трех¬колесника» позволяют утверждать, что он был не только комплектным, но, ско¬рее всего, даже исправным и незадолго до фотографирования двигался задним ходом.
Бесспорно также и то, что в начале 1947 г. трал был доставлен в Кубинку, где был подвергнут осмотру, образмериванию, взвешиванию и испытаниям дви¬жением. Но испытания на проходимость по пересеченной местности и траление не проводились вследствие недостаточ¬ной надежности отдельных механизмов трала.
Выводы по результатам испытаний гласили, что «по конструктивному ис¬полнению отдельных узлов трала он не является современным и не представля¬ет особого интереса», а также то, что «большая масса, низкая удельная мощ¬ность, скорость движения и слабое бро¬нирование трала при его больших разме¬рах делают его легко уязвимым для огня артиллерии любого калибра». Немецкая тяга к большому ассортименту узкоспе¬циальных машин и на этот раз оказалась несостоятельной. По окончании испы¬таний трал, точнее — «тралящий танк», согласно принятой немецкой термино¬логии, занял свое место в коллекции НИБТ полигона, а позднее перешел в экспозицию музея БТВТ.
Конструкция трала несколько нео¬бычна. Он напоминает сильно увели¬ченный лафет от немецких тяжелых орудий Первой и Второй Мировой войн, на который создатели вместо ору¬дийного ствола взгромоздили брониро¬ванную кабину с двигателем и пулемет¬ной башней. Подобно описанному в ли¬тературе такому же монстру, но на четы¬рех колесах, известному под названием «Raumer - S», урод, хранящийся в Ку-бинке, представлял собой попытку со¬здания узкоспециальной бронирован-ной машины, непригодной для решения каких-либо иных задач, кроме траления минных полей.
Корпус трала разделен на четыре отде¬ления: управления, боевое (или команд¬ное), трансмиссионное и моторное (на¬звания отделений заимствованы из пер¬вого отчета по испытаниям). В отделении управления (в носу машины) размещался водитель, органы управления и щиток контрольных приборов. Боевое отделение располагается сразу за отделением управ¬ления и дополнено вращающейся башней от Pz I, в которой имелось сиденье для ко¬мандира машины (бывшего по совмести-тельству стрелком). Башня, вооруженная пулеметами MG 34, предназначалась для обороны машины при тралении от пехот¬ных подразделений противника.
Трансмиссионное отделение распо¬лагается под боевым и по бокам от него. Оно содержало механизмы передачи крутящего момента от двигателя к веду¬щим колесам и часть приводов управле¬ния.
Моторно-силовое отделение, распо¬ложенное в корме корпуса, содержало двигатель с системами питания и охлаж¬дения, главным фрикционом и частью приводов управления.
Корпус сварен из катаных броневых листов низкой твердости толщиной от 20 до 40 мм. Днище корпуса, как подвержен¬ное наиболее сильному воздействию от разрывов противотанковых мин, имело особую конструкцию. Оно было двойным с расположенным в междудонным прост¬ранстве ячеистым каркасом, предназна¬ченным для увеличения жесткости конст¬рукции. Все агрегаты силовой установки и трансмиссии были смонтированы на съемном внутреннем дне толщиной 20 мм.
В передней части корпуса, на его крыше на болтах монтировалась подба¬шенная коробка, сваренная из броневых листов толщиной 10-35 мм. На крыше подбашенной коробки установлена башня танка Pz I, вооруженная спаркой пулеметов MG 34 (на изучаемом образце один пулемет отсутствовал).
Сердцем силовой установки трала был двигатель фирмы «Майбах» марки HL-120, мощностью 300 л.с., подвешен¬ный на трех специальных эластичных опорах. Топливный бак, емкостью 270л., был расположен в кормовой нише кор¬пуса. Топливо подавалось к двигателю двумя топливными насосами диафрагменного типа. Двигатель был укомплектован двумя карбюраторами типа «Сол-лекс». Система охлаждения, емкостью 70л.,включалавсебядва радиатора пла¬стинчато-трубчатого типа, установлен¬ных вместе с вентиляторами позади дви¬гателя по бортам корпуса. Очистка воз¬духа, необходимого для двигателя, про-исходила в двухступенчатых очистите¬лях, а забор его — изнутри моторного от¬деления.
Передача крутящего момента от дви¬гателя к ведущим колесам производи¬лась по следующей цепочке: Двигатель — Главный фрикцион — Гитара — КПП с демультипликатором — Главная и про¬межуточная передачи — Бортовой ре¬дуктор — Колеса.
Поворот трала осуществлялся по¬средством поворота специального на¬правляющего колеса, расположенного в кормовой части корпуса. Управление поворотом — механическое с отбором мощности на привод управления от ги¬тары силового привода. Привод управ¬ления включал в себя штурвал, систему карданных валов, редуктор отбора мощ¬ности, червячные пары и цепи.
Водитель трала, вращая штурвал, че¬рез карданные валы, включал соответст¬вующий фрикцион редуктора отбора мощности. Червячные пары начинали вращаться в ту, или иную стороны, пере¬тягивая цепями рулевое колесо вправо или влево от среднего положения.
Для торможения трала применялись ленточные тормоза, смонтированные на наружной поверхности ступицы ведуще¬го колеса. Тормозные ленты шириной 75 мм были обшиты ферродо. Привод к тор-мозам осуществлялся от рычагов управ¬ления и педали экстренного торможе¬ния.
Особенностью трала стало примене¬ние в нем специальных гусеничных це¬пей с башмаками. Конструктивно они похожи (как уже говорилось) на подоб¬ные «калоши» немецких тяжелых поле¬вых орудий Первой Мировой, но конст¬рукция их была значительно усилена. Цельнолитые опорные башмаки облада¬ли громадным запасом прочности, а промежуточные звенья, выполненные в виде двух вилок, соединенных между со¬бой зубчатыми перемычками, усиливали жесткость конструкции. Проводимые эксперименты показали, что многократ¬ные разрывы противотанковых мин под нагруженной цепочкой из башмаков, приводили только к незначительному разрушению соединительных пальцев.
|