Оригиналы фотографий доступны только зарегистрированным участникам со статусом VIP.
Как же получить VIP?
Вы рано или поздно станете вип-участником если:
- Вы очень активны на проекте (возможно, даже заняли какое-то место в топ-15 участников)
- Ваши публикуемые материалы очень интересны другим участникам и/или Администрации проекта
- Вы помогли проекту, разместив у себя в блоге или на стороннем сайте статью, обзор или любую другую публикацию
- Вы очень давно с нами и регулярно посещаете проект
- Попросите ВИП у администрации с пояснением причины, почему этот статус должен у Вас быть
- New - теперь Вы можете купить ВИП прямо сейчас!
Описание старой фотографии: Панорама состоит из восьми снимков (исходные снимки, кроме одного, ниже), сделанных мною 19 апреля 1986 года, во время весеннего разлива Оки с крыши только что построенного двенадцатиэтажного дома (Бутырки 2-е, 11; фото содержит GPS-теги).
В 1986 году прямо за Товарным двором станции Рязань-1 начиналась пойма Оки. Пойма в то время каждую весну затоплялась вышедшей из берегов Окой, уровень которой из-за стока в неё талых вод поднимался на 4-6 метров и окрестные луга, залитые окской водой, превращались в «море» шириной местами более десяти километров.
По этой причине что-либо строить в пойме можно только на насыпи. Село Борки, вошедшее в черту города как поселок (в центре панорамы) стоит на естественной насыпи — оставшейся со времен последнего оледенения песчаной дюне: растаявший много тысяч лет тому назад ледник оставил здесь после себя огромные залежи песка.
С ростом города и начавшейся застройкой района с.Канищево (возвышенность в левой части панорамы) встал вопрос о транспортном сообщении нового района с центром города и в 1976 году началось строительство кратчайшей дороги через пойму Оки. Насыпь дороги намывали из песка, добываемого земснарядом в карьере прямо тут же (карьер виден в левой части Борок). Намывка почти четырехкилометровой насыпи высотой несколько метров для четырехполосной автодороги продолжалась около пяти лет. Устройство доророжного покрытия на насыпи начали спустя десять лет после начала строительства — в 1986 году: на панораме можно видеть укладку асфальта на участке между дорогой на Борки и мостом над шпалозаводской ж/д веткой; сквозное движение по новой дороге начнется спустя несколько месяцев.
На насыпи строящейся дороги видно большое количество сложенных труб большого диаметра. Эти трубы предназначались для не менее важной для растущего города стройке — строительству канализационного коллектора, призванного направить часть городских стоков на новые очистные сооружения; к сожалению, строительство коллектора так и не было завершено. Незавершенность этой стройки в последние несколько лет стала для жителей центральной и восточной частей города головной болью в буквальном смысле.
Две группы портальных кранов справа от Борок — это расположенный в акватории Борковского затона рязанский речной порт. Два крана поотдаль справа — склад-терминал стройматериалов: у причала в этом месте шла перевалка песка и щебня. К складу шла автодорога (на панораме — направо сразу за мостом через реку Трубеж), по которой песок с терминала самосвалами доставлялся на заводы и стройплощадки. В 80-е в связи с разработкой Борковских карьеров значение этого терминала стало уменьшаться и складированный песок стали постепенно вывозить, пока в 90-е годы от бывшей огромной в 70-е годы горы песка ничего не осталось; на момент съемки значительная часть песка уже вывезена.
Две дымовых трубы между водонапорной башней и портальными кранами — это трубы котельной построенного в 1880 году Карлом Отто фон Мекком шпалопропиточного завода: черная — старая, белая — новая. В 1970-е годы завод стал одним из крупнейших заводов подобного профиля в Союзе; в настоящее время шпалопропиточный завод работает, хотя по объективным причинам пропитка деревянных шпал более не является его главным направлением.
Плавучий «домик» между шпалозаводом и насыпью дорогой — это начавший парой лет ранее разрабатывать 3-й Борковской карьер земснаряд. Год спустя этот земснаряд намоет насыпь для строительства микрорайона «3-и Бутырки», на месте которого на снимке покамест плещется полая вода. Этим же земснарядом позже будут намыты насыпи для строительства в районе Михайловского шоссе и второй очереди Северной окружной дороги.
Клином уходящая в воду насыпь в левой части панорамы — это «паровозная чистка». Она целиком состоит из шлака, вычищенного из паровозных топок: в течение многих лет паровозы из депо по специальному пути вывозились на «чистку», где из их топок удаляли скопившийся угольный шлак. Почти за сто лет на задворках станции из шлака образовалась гора довольно внушительных размеров. В 1986 году эта шлаковая гора ушла под песчаную насыпь для строительства микрорайона «3-и Бутырки» и сейчас над «чисткой» стоит четырехэтажный жилой дом 3 корп.4
В левой нижней части снимка из полой воды выступает сохранившася насыпь бывшей окской ветки Московско-Казанской железной дороги. Ветка, в конце XIX-нач.XX вв. соединявшая станцию Рязань Московско-Казанской железной дороги (ныне ст. Рязань-1) с правобережной пристанью на Оке, была обозначена на планах Рязани 1899 и 1909 годов ( http://www.etomesto.ru/map-ryazan_1899/?x=39.729630&y=54.640596 и http://www.etomesto.ru/map-ryazan_plan-1909/?x=39.723343&y=54.639327 соответственно) .
В месте, где насыпь уходит под воду, находился железнодорожный мост через Трубеж в его старом русле, до спрямления в 1970-х годах. Чуть дальше видно выступающее из воды продолжение насыпи на противоположном берегу, которое скрывается в песчаной дамбе новой борковской дороги.
EtoRetro.ru - фотографии старых городов.
Старых, любимых... таких, какими они были 20, 30, 50 и более лет назад.
Улицы, жилые дома, общественные учереждения... Подробнее о проекте >>
Подпишитесь на старые фото с доставкой в фейсбук - нажмите "нравится":
Если понравился проект в целом - нажмите:
Владельцам городских сайтов!
Мы всегда рады сотрудничеству с городскими сайтами, имеющим коллекции старинных фотографий г. Рязань. а) Хотите получить обратную ссылку из раздела Рязань? Разместите не менее 30 старых фотографий города Рязань с Вашего проекта на ЭтоРетро.ру указав источник в соответсвующем поле. Напишите нам о факте публикации, и мы разместим ссылочку на Ваш сайт. Подробнее >> б) Если Вы нашли в разделе фотографии, которые были взяты, по Вашему мнению, с Вашего сайта, но без ссылки на Вас - просто напишите нам об этом на info@etoretro.ru - мы разместим ссылку на Вас в разделе "Рязань". Подробнее >>