Семидесятые годы. Южные окрестности Гусева. На холмистом ландшафте, в километре от нашего города Героя в направлении города Озёрска, очень хорошо видно это массивное арочное сооружение, которое перекинулось через глубокую расселину. Это первый виадук над бывшей железной дорогой Гумбиннен - Даркемен (Гусев - Озёрск) их многих, которые были построены над её полотном, на всём её протяжении. Бывшим жителям нашего благодатного края русская поговорка - Бешеной собаке сто вёрст не крюк, очень претила, и что для Русского хорошо, то Немцу было смерть! И немцы не жалели ни сил ни средств для своей комфортной жизни. Все города, посёлки, Господские дворы, фольварки и одиночные хутора были соедены между собой мощёными булыжником и грунтовыми, которые всегда содержались в идеальном состоянии дорогами. И многочисленные железные дороги не были помехой на их пути. Над их полотном, где это требовалось, всегда строились переправы, даже если расстояние между ними было очень минимальное. Примером этому служит расстояние между этим мостом и его братом близнецом, который находится всего лишь в километре от него. Дорога, которая проходила через Первый Мост -так его всегда называли Гусевцы, соединяла Гумбинненский лесопарк Фихтенвальде с имениями Турен, Вилькошен и поселком Герчен, и выходила на шоссе Гумбиннен - Голдап. Эти старые названия конечно же никому ничего скажут, поэтому обозначим этот маршрут на более привычный нам русский манер.Беря своё начало в ГРЭСовском лесу, эта дорога шла на посёлок Туринское, так же более известный как УЧХОЗ Махно (СПТУ -17). От УЧХОЗа, пробежав через этот мост над железной дорогой, она пересекала шоссейную дорогу Гусев - Озёрск, и миновала армейские склады вооружений, которые располагались недалеко от этого шоссе в бывшем красивейшем немецком имении Вилькошен. Сейчас, когда после постройки рядом с имением Вилькошен электростанции, военные склады оттуда убрали, и Вилькошен при попустительстве тех же военных планомерно разграбляется и уничтожается! И когда эта красота исчезнет, как всегда начнётся нытьё и скулёж, почему не сохранили такое замечательное архитектурное наследие! Но это как всегда - по нашему! А какие бы там можно было снимать фильмы про Великую Отечественную Войну, да и другое полезное применение этому великолепному объекту можно было бы найти! От бывшего немецкого имения Вилькошен эта дорога пролегала ещё через один мост над железной дорогой, известный как Танковый, и приходила в нынешний посёлок Яровое, более известный как Водокачка. Водокачка известна своей замечательной достопримечательностью - громадной Водонапорной Башней, от которой к большому сожалению, после декабрьского урагана в конце девяностых годов прошлого столетия, уничтожившего её верхнюю часть, остался лишь бетонный ствол. А когда то эта башня, которая находится за пять километров от Гусева, была видна с самого города. Но и эти руины производят ошеломляющее и неизгладимое впечатление, и если у кого нибудь возможность попасть в бывший Герчен, сделайте это и не пожалеете! И уже от Ярового да дороги Гусев - Голдап, рукой подать. Сейчас лишь этот короткий участок и отрезок дороги у бывшего имения Вилькошен, остались единственным напоминанием о дороге, которая когда то проходила через этот старый мост, который до сих пор нависает своей громадой над насыпью бывшей немецкой железной дороги! (Пётр Кулик)
|