("Соломенная шляпка", "Под крышами Парижа", "Последний миллиардер", "Молчание - золото"). Член Института Франции (1960). Участвовал в Первой мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актер в фильме-балете Л. Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л.Фёйада и Я.И.Протазанова. Был ассистентом режиссера Ж. Баронселли. Первая работа Рене Клера - фантастическая комедия "Париж уснул" ("Дьявольский луч", 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий Ф.Пикабия, композитор Э.Сати, балетмейстер Ж.Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард"). Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э.Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям. С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме "Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-ироничной направленностью отличались и два фильма, поставленные в Великобритании, - "Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-1946 годы Клер жил в США, где поставил несколько фильмов: из них наибольший интерес представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в которой характерные для для режиссера фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приемы, но его манера во многом утратила свое поэтическое очарование. Во Франции Клер поставил фильм "Молчание - золото" (1947) - ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме "Красота дьявола" (1949, сценарий с А.Салакру) - современном варианте легенды о Фаусте - решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм "Ночные красавицы" (1952) в форме пародии на фильм Д.У.Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме "Большие маневры" (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающих легкую любовную интрижку в серьезное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актерское дарование Ж.Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в нашем прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни "маленьких людей", вытесненных буржуазным обществом. В фильме "Все золото мира" (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать все, что попадает к ним в руки. Творчество Клер завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества" (1965, в нашем прокате "Праздники любви"). В 1971 году вышла его пьеса "Странное творение небес", в 1976 - сборник рассказов "Игра случая". Вклад Рене Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Рене Клеру присуждена Юбилейная премия на Международном кинофестивале в Москве (1979). Умер 14 марта 1981 года.
|