Военно-грузинская дорога. Один из самых сложных в инженерном отношении участков - Млетский серпантин (он же Земомлетский спуск), где проходит подъем из ущелья реки Арагви к Гудаурскому плато. Серпантин, с перепадом высоты почти в 200 метров, состоит из 6 ярусов. Длина его - около 1 км.
Составление проекта перевального участка дороги было поручено талантливому инженеру Б.И.Статковскому. Он был командирован на 15 месяцев в Западную Европу для ознакомления с методами строительства горных дорог и троп. Строительство было начато в 1857 г. и закончено осенью 1863 г. Особые трудности ждали строителей на Млетском спуске. В скальных стенах, образованных лавами вулкана Сакоха-Садзели, были вырублены ярусы-площадки, укрепленные подпорными стенками из извести. Обрывистые места ограждали каменными парапетами. Млетский серпантин представлял собой один из выдающихся образцов инженерного искусства и мог служить образцом для европейских шоссейных дорог того времени.
Фото августа 1968 года.
|