В письме художнику П.И. Нерадовскому от 17.09.1930 М.В. Нестеров вспоминал: " Я помню день появления «Крестного хода». Выставка была в академии наук; в конце зала, направо, виден огромный «Крестный ход». Мы,художники, спешим туда, там - толпа, восторги, дружественный суд. Напротив «Крестного хода» не то «Неизвестная», не то «Портрет г-жи Вогау» Крамского [прим.: все три указанные картины экспонировались на XI Передвижной выставке 1883 г.].
Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное.
Жизнь на картине бьёт ключом, солнце сияет, оно залило светом огромную толпу. Кое в чем видны нарочитости, «тенденционность», но ведь это «соль», без которой в те годы нельзя обойтись...
Нам, молодым тогда, «Крестный ход» нравился своими красочными «откровениями», подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев. Солнцем залит золотой купол фонаря, что несут мерным шагом столь знакомые мужицкие фигуры, а там горожане, - кто их не знал тогда, они были вырваны из самой гущи быта, - а вон там, среди певчих, и наш Апполинарий Васнецов! Стоим, восхищаемся дивным автором, славим его, величаем. Успех картины огромный. Третьяков еще до выставки приобрел ее в галлерею."
|