Холст, масло. 111,2x80,4 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В истории русского искусства эта картина обойдена вниманием исследователей, а между тем она стала вехой в истории русского пейзажа. Надо вспомнить время ее создания – 1869 год. Еще не появился саврасовский шедевр "Грачи прилетели", созданный двумя годами позже. Только начал писать свои первые этюды Федор Васильев, его скромные пейзажи этого времени были, скорее, обещанием на будущее. Работы Куинджи, на которые обратила внимание публика ("Ладожское озеро", "Вид на острове Валааме"), появились …
Из монографии В.Манина
Как обычно, на картинах И.И. Шишкина изображен конкретно точный пейзаж. Полотно наполнено светом, воздухом, необъятным простором – тем, что так любил знаменитый пейзажист и так живописно умел воплощать. Художнику удалось вобрать в своей картине общепринятое представление о русском пейзаже: поле, пологое всхолмье, тихую речку, кривую, разбитую проселочную дорогу, бедные избы, сельскую церквушку с колокольней. Бесхитростная окрестность сельца Братцево стала благодатным местом для воплощения законченного образа русской природы и русской земли.
Между тем, пейзаж не характерен для творчества И.И. Шишкина. Большая часть его работ посвящена лесу. Небо не составляло предмет пристального внимания художника: в его пейзажах оно по большей части нейтрально. А здесь оно огромно, необозримо и занимает большую часть композиции. И написал его И.И. Шишкин прекрасно, наполнив серебристо-пепельными облаками, сквозь которые просвечивается солнечный свет, несущий, быть может, радость и надежду на благо. Именно небо, чистое и великое, стало в «Полдне» главным объектом изображения.
И еще одно, И.И. Шишкин, прирожденный пейзажист, никогда не писал ни людей, ни животных. У него природа самодостаточна и не нуждается в присутствии человека. А на этом полотне меж спелой ржи по размытой дождем дороге идут крестьяне с граблями. Над одной из избушек подымается дымок. Живые и явные приметы обжитой человеком природы. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и труда. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.
Картина стала первой, которую приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Она оказалась поворотной в судьбе 39-летнего художника: к нему пришли успех и общественное признание. Сам П.Третьяков впоследствии на каждой Передвижной выставке непременно покупал хотя бы один шишкинский пейзаж.
|