Перовское паровозное депо, его веерное здание на 16 стойл (четыре секции), поворотный круг, котельная были построены в 1904 году.
Железнодорожная станция III класса Перовск (с 1925 г. - Кзыл-Орда) расположена на построенной в 1901-1906 гг. магистрали Оренбург - Ташкент.
Производственные площади паровозного депо постепенно расширялись, строились новые цеха, средства экипировки паровозов, служебные и бытовые помещения. В 1906 году в депо Перовск насчитывалось 159 рабочих и служащих. Многие рабочие коллектива депо были выходцами из семей потомственных железнодорожников Тамбова, Самары, Саратова и Воронежа. При формировании коллектива депо в Перовске не было вообще рабочего класса, а тем более специалистов-железнодорожников. В паровозном депо тогда эксплуатировались паровозы серии О в грузовом движении, в пассажирском – паровозы серии Б. Паровозный парк колебался от 10 до 14 паровозов, работавших на нефти, а техническая скорость грузовых поездов составляла 20-25 км в час.
В середине 1930-х гг. началось техническое перевооружение депо Кзыл-Орда. Проведена полная замена маломощных паровозов серий О на более мощные - серий Щ, что дало возможность резко увеличить вес и скорость движения поездов. Вторым этапом в этом важном деле явился перевод паровозов с нефтяного на угольное отопление. Это потребовало переучивание помощника машиниста и введение в паровозную бригаду третьего лица – кочегара. К концу 30-х годов в депо пришли ещё более мощные паровозы серии Э, построенных в Швеции и Германии, а также на заводах СССР.
В начале 1950-х годов в депо пришли новые паровозы серии Эр, построенные в Венгрии, Румынии, Польше. В середине 1950-х гг. в депо прибыли паровозы серии Еа, изготовленные в США. Эти паровозы были значительно мощнее и имели более высокую конструктивную скорость. Но главным преимуществом и техническим достоинством этих паровозов было наличие на них «механического кочегара» или стокера.
В 1958 году в Кзыл-Ординское депо начали поступать первые магистральные тепловозы серии ТЭ3. Полностью на тепловозную тягу в грузовом и пассажирском движении депо перешло в 1960 году. Начиная с 1960 года, основным способом эксплуатации Кзыл-Ординских тепловозов стала работа на удлиненных участках обращения со сменной ездой локомотивных бригад по кольцу: Кзыл-Орда - Арысь - Кандагач - Кзыл-Орда. Межремонтные технические обслуживания тепловозов проводились на ПТО Арысь, Казалинск, Кандагач. Плановые ремонты проводились в депо приписки тепловозов Кзыл-Орда. Затем этот участок сократился с северной стороны до Казалинска. В то же время было закрыто оборотное депо Чиили (ТЧ-13). Внедрение тепловозной тяги в депо Кзыл-Орда повлекло за собой реконструкцию производственных помещений и структурную реорганизацию цехов и отделений. Со времени внедрения тепловозной тяги коллектив Кзыл-Ординского депо неоднократно завоевывал первенство в труде.
Перед развалом СССР в локомотивном депо станции Кзыл-Орда (ТЧ-1) Западно-Казахстанской железной дороги эксплуатировались магистральные тепловозы Ворошиловградского тепловозостроительного завода: ТЭ3, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, 2ТЭ10М. Последняя партия новейших на тот момент локомотивов 2ТЭ10У поступила в депо в 1990 году. Парк маневровых локомотивов представлен ТГК2, ТЭМ2 и ТЭМ2У. Также на территории депо эксплуатировался в качестве котельной паровоз серии ЛВ (не на ходу, в 2005 году установлен на постаменте здесь же, в канун столетия депо). Территория депо была благоустроенной, имелась аллея (уничтожена при реконструкции в 2005 г.) с бюстами героев Гражданской войны (демонтированы в сер. 1990-х гг.), спортплощадка (ликвидирована при строительстве двухэтажного административного здания в 2005-2007 гг.), при депо был открыт музей.
|