На месте поселка до конца XVIII века существовало греческое селение Кастропуло (греч. ??????????? — «крепостенка», «укрепленьице»). Очевидно, оно получило своё название от византийского укрепления XI века, следы которого были обнаружены естествоиспытателем П. Кеппеном в конце XVIII века и археологической разведкой 1968 г. в районе скалы Ифигения. Также существует мнение, что в названии Кастропуло отразилось греческое переосмысление таврского слова *pula — «город»[18].
Согласно легендам, записанным у местных жителей в конце XIХ века, до создания крепости, ориентировочно в VII—X веках, близ скалы Ифигения располагался православный монастырь. Та же легенда утверждала, что монастырь посвящался памяти мучеников, распятых на данной скале для устрашения мореплавателей около III в. н. э. римскими властями во время гонений на христиан. До сих пор не найдено документальных и материальных подтверждений этой легенды. Однако именно она послужила основанием для возведения ныне существующего креста на вершине скалы Ифигения[17].
В 1873 году крымский краевед Василий Кондараки писал:
Кастропуло — одно из лучших здесь имений по близости к морю, красоте местоположения и свойству земли для виноградников. Нет сомнения, что некогда здесь было довольно значительное поселение древних греков. Доказательством тому, кроме названия, означающего существование в нём крепости, служат замеченные академиком Кеппеном следы укрепления на скале, подходящей к самому морю и открытие в земле глиняных амфор или громадной величины кувшинов, в которых древние сохраняли свои вина. Жители бывшого татарского поселение Михалатки, ныне переселившиеся в Турцию, передавали мне, что по преданию, перешедшему к ним от отцев, Кастропуло оставлено греками в то время, когда совершился выход Христиан из Крымского ханства в Мариупольские степи; что поселение это было обширное до турецкого владычества на южном берегу, но впоследствии, когда турецкие аги начали обращаться с ними жестоко и препятствовать в свободном отправлении Богослужения, угнетенные не иначе могли молиться как в пещере и были рады при первой возможности оставить родину. По словам тех же татар, окрестности Кастропуло при греках были несравненно богаче разного рода растительностию и изобиловали хлебным зерном, которое в настоящее время не сеется здесь более. От них я узнал также, что пещера, служившая Храмом несчастным Христианам и до настоящого времени представляет следы, согласующиеся с преданием, и находится в скале против деревень Михалатки и Кучук-коя, отстоящих от Кастропуло в незначительном разстоянии
|